Официальный сайт болельщиков ФК «Арсенал» начинает серию публикаций, посвящённых футболистам, оставившим яркий след в истории команды. Первая статья посвящена одному из лучших бомбардиров «Арсенала» в российских первенствах, единственному футболисту тульского клуба, который признавался лучшим игроком года в первом дивизионе.
«Я люблю футбол за то, что на поле могу выразить себя и доказать, что я личность. А вообще, если человек не любит футбол, значит он не бразилец». Эти слова принадлежат Диас Марсал Эди Карлосу. Или просто Андрадине. Футболисту, который за два проведенных у нас сезона покорил сердца туляков. Это не самый великий футболист Бразилии. Зато самый любимый бразилец в нашем городе, это точно.
Диас Карлос родился тринадцатого сентября 1974 в городе Андрадина. И, по его словам, как все бразильские мальчишки, только начал
— Первый раз я вышел на поле в составе команды своего городка в пятнадцать лет, и после той первой игры меня сразу же перепродали. Я переехал в штат Паранау, где стал играть в первом, главном дивизионе нашего чемпионата. Правда, там уже было несколько Карлосов, и, чтобы не путаться, меня сразу переименовали в Андрадину, раз приехал именно из этого города. Тогда же я получил первые деньги за свою игру, то есть стал настоящим профессионалом.
Потом он сменил еще несколько команд, и вот, наконец, наступил самый счастливый момент жизни — в майский день 1996 года Андрадина заключил контракт с великим «Сантосом».
— Мне всегда хотелось пожать руку Пеле, и когда я пришел в «Сантос», он встретил меня, можно сказать, на пороге клуба. Вот так и сбылась моя самая сокровенная мечта!
В «Сантосе» Андрадина дружил с Эдинью — сыном Пеле. И
— Я увидел в нем прежде всего забойщика — футболиста с пушечным, хорошо поставленным ударом, который позволяет ему забивать и в игровых ситуациях, и со стандартных положений,- делился своими впечатлениями главный тренер Евгений Кучеревский после успешного сезона 1998 года. -Уверен, что он еще далеко не реализовал свой потенциал.
«Когда летели в Шереметьево, и самолет пошел на посадку, вокруг было
И потом еще не раз вспоминал те свои представления о нашей стране -думал, что здесь всегда сплошной лед и снег, а тепло не бывает никогда. Действительно, многие вещи казались ему очень странными и непонятными. Но потом бразилец нашел в России свои прелести, полюбил наши исторические сооружения — тульский кремль, московскую Красную площадь, очень нравились церкви. Да и вообще страна оказалась очень даже ничего, хотя в ресторанах или во время гуляния по улицам Андрадина продолжал ловить на себе изучающие взгляды — ну не привыкли у нас к темнокожим людям. Быстрой адаптации, безусловно, послужили и первые успехи на футбольном поле.
Уже в стартовой игре чемпионата Андрадина забил за свою новую команду, чем помог победить неуступчивый «Нефтехимик» из Нижнекамска — 2:1. Второй гол (а если быть точным, то первым в той встрече) тоже был на счету бразильца — Андерсона, выступавшего за «Арсенал» еще во второй лиге, тогда иностранцы еще туда допускались. Тот год в России вообще вышел на редкость бурным. Что только не вместили в себя эти несколько месяцев футбольных битв в первом дивизионе. Самому Андрадине больше всего запомнилась победная игра на Кубок России с московским «Торпедо»: «Мы ни в чем не уступили и заслуженно выиграли». Впрочем, сам бомбардир следил за событиями с трибуны — он еще отбывал пятиматчевую дисквалификацию за удаление в Смоленске.
А еще бразильский забивала сразу обратил на себя внимание потрясающей силы и точности ударом. Не зря он тут же стал и штатным пенальтистом «Арсенала», и в том году реализовал все девять пенальти из девяти. Помнится, на эту тему философствовал в сезоне 1999 года Гаджи Гаджиев, тренировавший
— В детстве нередко слышал от взрослых: посмотрите, как сильно бьет этот парень! — рассказывал бразильский бомбардир. — И после таких слов мне хотелось бить еще сильнее. Наносил по воротам сотни, тысячи ударов и никогда от этого не уставал. Наверное, поэтому мне и удается в игре забивать труднообъяснимые, на первый взгляд, голы.
Он не удивлялся тому, что сразу же сумел заявить о своем бомбардирском даровании в России. А на вопрос, почему тогда не забивают другие его соотечественники, играющие, например, в «Спартаке», отвечал просто с одесской иронией, а может, с бразильской самоуверенностью: «Потому что они — не Андрадина».
Да, его взгляды на футбол после приезда в Россию, особо не изменились, он все так же считал, что самое красивое в футболе — счастливые лица людей после забитого гола. Любое поражение надо быстрее забыть и думать о том, как победить в следующем матче. Единственное, сожалел, что может
В том чемпионате Андрадина сыграл 38 матчей (два раза при этом выходил на замену) и забил 27 мячей — 17 дома и 10 в гостях. А в прощальной игре сезона на Кубок России с «Металлургом» из Липецка, которая проходила на фоне сугробов — уже не таких страшных, подарил поклонникам «Арсенала» еще три мяча. Тула тогда победила 4:1, а тренировавший Липецк Валерий Третьяков, уже когда переехал работать к нам, признавался, что игра «Арсенала» в том матче произвела на него фантастическое впечатление.
Тульский бомбардир отметился
«Первый дивизион — очень сложный турнир, где необходимо проявлять бойцовские качества, — с некоторым удивлением констатировал после окончания сезона Андрадина. — По уровню все команды примерно одинаковы. Жаль только, что нам не удалось всех опередить и добиться желанной цели».
В межсезонье Тулу будоражили слухи о том, что бразильца хотят видеть у себя многие богатые клубы, прежде всего безусловный российский флагман того времени — «Спартак». Киевское «Динамо» вроде бы готово было выложить за нашего бразильца миллион долларов — фантастическая по тем временам сумма трансфера. Руководство «Арсенала» не опровергало эти слухи, но категорически при этом заявляло: Андрадина не продается! Самим нужен.
И сезон 1999 года начался для него, в общем то, неплохо. В первой игре чемпионата бразилец вновь отличился, поучаствовав в разгроме
Собственно, о том, чтобы сделать игру Андрадины еще более разнообразной, мечтал и Кучеревский, не зря он говорил по окончании
Как и в предыдущем году, Андрадина стал лучшим бомбардиром команды, забив восемнадцать мячей. Правда, в последних матчах сезона уже не забивал. Да от него это и не требовали. «Арсеналу», из которого ушло полсостава, надо было лишь во что бы то ни стало доиграть чемпионат, и только. Андрадина это честно сделал и после этого отправился выступать в чемпионате Японии. Потом, правда, несколько раз возникала идея вернуть его в «Арсенал», он, говорят, и сам хотел вновь приехать в Тулу, но поезд уже ушел. Наша красивая бразильская сказка закончилась. После Тулы Андрадина сменил еще несколько команд — играл в Японии за «Осаку», «Оита Тринита», «Саппоро», потом на родине в «Санто
Каким он запомнился? Настоящим человеком из легенды. Непредсказуемым и романтичным. При том, что приехал издалека, у него было самое российское увлечение — рыбалка. Рассказывал, например, что поймал в Бразилии рыбу туканире весом в два с половиной килограмма. Что его любимая книга — «Робинзон Крузо». А в детстве он больше всего любил запускать бумажного змея, и эта страсть осталась у него навсегда. Приезжая домой, всякий раз делал змея, который поднимался до облаков. А уезжая, дарил его
Среди трех любимых своих стран Андрадина называл Бразилию, Испанию и Россию. Правда, к главному нашему спорту так и остался равнодушен, говорил, что из всех спиртных напитков, и то очень редко, может лишь выпить бутылочку пива. Да и без нее тоже легко обойдется. Зато обещал рассказать дома, как играл в России в снегопад и как ему доставалось здесь от обороняющихся.
А еще он хотел стать детским тренером, и тренировать мальчишек в футбольной школе, которая принадлежит его другу. Как знать, может
Cергей Гусев
Книга «100 лет тульского спорта»
Один из красивейших голов Андрадины в составе «Арсенала»: 29 сентября 1998 года в ворота воронежского «Факела».
10 сентября 1999 года
«Легенды тульского Арсенала»: АНДРАДИНА
06.12.2012
1747
Пресса