26-летний шведский защитник разрушил стереотипы о своей родине, рассказал об особенностях национального футбола, поделился познаниями в русском языке и рассказал о необычном способе передвижения по Туле.
- Аксель, вы уже освоились в России?
- Чувствую себя хорошо. Мне нравится наш город. Для меня новый опыт играть в другой стране.
- По Туле вы передвигаетесь на электросамокате. Это скандинавский образ жизни?
- Я живу близко от базы, мне так удобно. Вы правы, в Швеции мы часто передвигаемся на самокатах или велосипедах. Люблю ездить на скутере.
- Но в Туле очень мало велодорожек, ездить по краю проезжей части небезопасно.
- (Смеется) Самое главное – смотреть по сторонам, не ехать очень быстро. Можно ведь и на такси попасть в аварию.
- Рукой поворот показываете?
- Нет, потому что надо двумя руками держаться за руль.
- На сколько хватает заряда аккумулятора?
- Уже холодно, до тренировки и назад хватает, а ночью ставлю на зарядку. Самокат купил здесь, но он есть и в Швеции. Одним скутером не обойдешься: я живу за городом в Стокгольме, поэтому нужен автомобиль.
- До приезда в Тулу бывали раньше в России?
- Нет, не был. Много слышал о вашей стране, могу теперь сравнить. Получаю большой опыт.
- Что удивляет? Менталитет россиян похож на шведский?
- Большой разницы не заметил. Порадовало, что люди улыбаются, когда узнают, что я из Швеции. Для них это положительные эмоции, спрашивают, почему я сюда приехал, что делаю.
- Ваша страна ассоциируется у нас с такими понятиями, как шведская семья, шведский стол, шведская стенка. Что из этого соответствует действительности?
- Что такое шведская семья? Я не знаю, по-моему, в этом нет ничего особенного. У нас такие же семьи, как и везде. Шведский стол? Это буфет? А гимнастические стенки с множеством перекладин – это правда. По-шведски это ribbstol (рибстул – прим. ред.).
- Тогда что на самом деле является визитной карточкой Швеции?
- Из еды - мясные шарики под сливочным соусом. Фрикадельки можно попробовать в IKEA. Кстати, и сама IKEA – один из брендов Швеции. Назову АВВА – это наша музыкальная легенда, в этом году выпустили новый альбом. Наверное, сейчас самый популярный швед - Златан Ибрагимович. Volvo мы тоже гордимся. Ингмар Бергман в кино, Лагерлёф и Стриндберг в литературе – это тоже Швеция. Правда, я упустил часть школьной программы и не читал книжек Сельмы Лагерлёф (улыбается).
- Зато ее сказки читают российские школьники. Что вы знаете о русской культуре?
- Я знаю, что у России большое культурное наследие. Стараюсь активно изучать, мне это интересно, так как я приехал сюда. Еще скажу о людях. По-моему, русские более прямолинейные, чем шведы. Что думают, то и говорят.
- Теперь к футболу. Как начинали?
- Футболом стал заниматься в 6 лет, я еще играл в хоккей, большой теннис, гольф. Но футбол всегда был на первом месте. Любимый игрок - Фредди Юнгберг. Он отлично играл за «Арсенал» из Лондона. Сейчас я выступаю за «Арсенал», но тульский (улыбается). Начинал в клубе низшей лиги «Васалунд». В Аллсвенскан, высшем дивизионе, играл за «Сириус» из Уппсалы – это такой крепкий середняк.
- Все время выходили на позиции левого защитника?
- Да, это моя позиция. Удачным был прошлый сезон. В 2020 году без замен провел все 30 матчей и забил пять мячей.
- В чем привлекательность шведского футбола?
- Футбол играет важную часть в жизни шведов. Наши команды выступают как единое целое, я говорю о сплоченности, командной игре. Правда, у нас футболисты не такие хорошие, как у вас. Болельщики в Швеции очень хорошо поют на матчах, отличная поддержка.
- Как на вашей родине борются с коронавирусом?
- Когда во многих странах ввели карантин, у нас не было таких жестких мер. Шведы продолжали жить, как и раньше, только не было болельщиков на трибунах. Сейчас ситуация нормализовалась, зрители вернулись на матчи. Но все может поменяться, говорят о новой волне инфекции.
- Швеция чуть ли не единственная страна Европы, где во время пандемии не было серьезных ограничений.
- Да, за счет этого удалось сохранить рабочие места, люди ходили на работу. Общество разделилось пятьдесят на пятьдесят: кто-то хотел жестких ограничений, кто-то был противником. В какой-то момент многие заболели, но потом выздоровели. Кто хотел сидеть дома, тот сидел. А сейчас многие сделали прививку, ситуация намного лучше.
- Вы вакцинировались?
- Да, вакциной Pfizer.
- Расскажите о своей семье.
- Родители в разводе, но хорошо общаются. Папа занимался теннисом. Мои близкие поддерживают меня, потому что я далеко от дома. Моя девушка Лина приезжала в Тулу, не одна, с собакой. Сейчас Лина студентка. До пандемии она работала, но у компании дела стали идти хуже, поэтому Лина пошла учиться – на специалиста по организации мероприятий.
- Собака какой породы?
- Смесь лабрадора с кем-то (смеется). Это большая и сильная собака, любит гонять мяч, Макс - мой лучший партнер на тренировках в Швеции (улыбается). Кстати, мы с Линой зовем его по-разному, у нашего любимца примерно двадцать прозвищ. Постоянно что-то придумываем. Вот сейчас зовем Маку.
- У Лины не возникло проблем при пересечении с Максом границы?
- Было сложно, требовалось сделать прививки собаке, она боялась самолета, потому что был первый полет. Но все прошло хорошо.
- Вернемся к футболу. Чем российский футбол отличается от шведского?
- Уровень игроков выше, выше и ритм игры, физически здесь сильнее футболисты.
- В тактике много различий?
- Она вообще разная. Есть клубы, больше действующие от обороны, есть те, кто больше атакует. Но в Швеции много стадионов с искусственными полями, это, конечно, влияет на стиль игры.
- Как быстро вам удалось освоиться в РПЛ?
- Это сложно, есть еще вопрос коммуникации, потому что футбол строится на этом.
- Лексикон на поле русский?
- Русский и английский. «Лево», «право», «спина», «один» - я пользуюсь этими словами. Многие в «Арсенале» говорят по-английски - Эванс, Коста, Горан – в зависимости от ситуации с ними коммуницирую на этом языке.
- Пока у вас один полный матч за «Арсенал» в премьер-лиге – с «Крыльями Советов».
- Давно это было, еще летом. Наша первая победа. Вели 2:0, чуть испугались выигрывать и пропустили. Но главное, что взяли три очка.
- «Арсенал» находится в опасной зоне. Что нужно изменить, чтобы улучшить результаты?
- После матча с «Уфой» обсуждали, что можно сделать лучше. Уровень игроков позволяет набрать намного больше очков. Все начинается с тренировок, надо еще лучше тренироваться.
- Назовите сильные стороны Акселя Бьёрнстрёма.
- Работоспособность, люблю подключаться в атаку. Могу выполнить хорошую подачу и забить.
- В октябре из-за ковидных ограничений «Арсенал» провел домашний матч с «Сочи» без зрителей. У вас такое уже случалось в карьере.
- Очень большая разница – играть с фанатами и без них. Я уже говорил, что в сезоне-2020 в Швеции играли без зрителей. Кажется, это совершенно другой вид спорта. Мы должны быть более ответственными, надеюсь, еще сыграем в Туле при полном стадионе.
- На позиции левого защитника играет футболист молодежной сборной России Данил Степанов. Серьезная конкуренция.
- Конкуренция – это хорошо. Очень важно иметь несколько игроков на каждой позиции: стараешься выкладываться на каждой тренировке, потому что не знаешь, будешь играть или нет.
- В ноябре молодежная сборная России со Степановым и Хлусевичем обыграла Испанию в отборочном цикле Евро-2023.
- Здорово что выиграли, я поздравил наших парней. Испания очень крутая сборная. В те же дни первая сборная Швеция проиграла Испании матч отбора на чемпионат мира.
- С Зурико Давиташвили обсуждали квалификационный матч чемпионата мира Грузия – Швеция, в котором он принял участие?
- Да, перед матчем сказал ему, что Швеция выиграет, но Зурико вернулся на базу и много улыбался, потому что победила его сборная. Швеция упустила много моментов, а у Грузии молодая талантливая команда.
- В 1982 году Свен-Горан Эрикссон выиграл с «Гетеборгом» Кубок УЕФА. Чуть раньше «Мальме» пробился в финал Кубка чемпионов. Когда шведские клубы снова заявят о себе?
- Сейчас «Мальме» играет с «Зенитом» в Лиге чемпионов, можно сравнить уровень соперников. Ответный матч «Мальме» провел достойно. Но пока нашим клубам тяжело играть в еврокубках. А Эрикссон - самый лучший шведский тренер.
- Какое место занял бы «Арсенал» в чемпионате Швеции?
- Думаю, были бы в топе. В Туле много хороших игроков, сложно сказать, какое именно место заняли бы, но точно в верхней части таблицы.
- Кто самый веселый в «Арсенале»?
- Ткач (Сергей Ткачев – прим. ред.). Он много говорит, я хоть и не все понимаю, но мне смешно.
- Кроме футбольной лексики, какие у вас познания в русском языке?
- До завтра. Как дела? Молоко. Хорошо. Алфавит знаю, могу прочитать.
- В «Арсенале» есть человек, который в знак уважения к вам учит шведский.
- Это Денис (администратор Денис Рубцов – прим. ред.). Мне очень приятно, что он такой любознательный и вежливый. Я помогаю ему в изучении шведского языка, Ден прогрессирует. На сегодня он в «Арсенале» лучше всех знает мой родной язык.
- В России вам приходится много летать.
- В Швеции мы больше перемещались на автобусе, иногда приходилось ехать долго. И только две игры, на которые мы летали: в Эстерсунд и иногда в Мальме. Это еще зависело от времени начала матча. А в «Арсенале» все отлично организовано, нас ждет чартер, несмотря на перелет, все проходит быстро.
- В СССР и раньше в России играли по системе «весна-осень». В Швеции и сейчас играют по этой схеме. И как обстоят дела в Аллсвенскан с лимитом на легионеров?
- Разговоры были по поводу смены календаря. Клубы Швеции, выступающие в еврокубках, считают, что у них не складывается как раз из-за несоответствия календарей. Единственное, что изменили – матчи Кубка Швеции поставили на февраль, перед началом чемпионата. А так играем в течение одного года, с апреля по декабрь. По поводу лимита не знаю, но иностранцев у нас много. Сейчас голкипер Васютин из России выступает за «Юргорден».
- Ваш бывший клуб «Сириус» представляет город Уппсала, где находится музей шведского бенди. В России этот вид спорта, который чаще называют русским хоккеем, тоже популярен.
- Я люблю обычный хоккей. В Бенди пробовал несколько раз. Швеция и Россия самые сильные в бенди и часто играют в финале чемпионат мира друг против друга.
- А какие виды спорта самые популярные в Швеции?
- Футбол – номер один. Дальше идут хоккей с шайбой и гольф. Во время пандемии у гольфа был всплеск поклонников, потому что там есть дистанция. Кстати, в Туле есть гольф-клуб?
- По-моему, нет. Вы говорили, что любите играть в теннис. Бьёрн Борг и Матс Виландер в свое время прославили теннисную Швецию.
- Сейчас у нас не все так хорошо. У России есть отличные теннисисты Медведев и Рублев. Я знаю, что они выступали на итоговом турнире АТР в Турине.
- Какие увлечения у Акселя Бьёрнстрёма, как проводите свободное время?
- Люблю разные виды спорта – в Швеции играю в гольф, я большой фанат Формулы-1 и Льиса Хэмилтон. Люблю музыку, читать, гулять с Линой и Максом в лесу в окрестностях Стокгольма. Нам надо чуть-чуть проехать на машине до леса.
- Многие отмечают, какая в Швеции природа и экология. Что воду можно пить хоть из ручья, хоть из озера.
- Это скорее реклама! (смеется) Но из крана в квартире действительно течет чистая вода, ее можно пить.
- После «Сириуса» вы могли играть в другой стране?
- Были варианты, но я выбрал Россию, потому что много шведов играют в вашей премьер-лиге, при этом выступают за сборную. Слышал от них и других людей много хорошего о России.
- Сборным России и Швеции предстоят матчи плей-офф за право играть на чемпионате мира в Катаре. Пробьемся?
- Россия и Швеция - одни из лучших команд, шансы есть. Главное не попасть на Италию и Португалию. Но наши сборные могут сыграть между собой (интервью состоялось до жеребьевки плей-офф 26 ноября – прим. ред.).
- У вас есть мечта, к чему стремитесь?
- В футболе - каждый день становиться лучше, расти в мастерстве и получить вызов в сборную Швеции. В жизни - быть счастливым.
Беседовал Евгений Овсянников