Гостем авторской программы Александра Львова "Начистоту" стал голкипер "Спартака" и сборной России 90-х годов, ныне - играющий тренер тульского "Арсенала".
- Как вас занесло в Тулу?
- В Тульской области есть деревня Филимоново, где издревле делают филимоновские игрушки. Это главная причина. (Смеется.)
- Неплохой вариант для бизнеса…
- Ну, я не бизнесмен. Уж не знаю, к счастью или к сожалению. За все, что нажил, благодарен только футболу.
- Что для вас "Арсенал"? Возможность заработать на старость или продлить жизнь в футболе?
- Даже не задумывался… Когда получил приглашение от Димы Аленичева, размышлял недолго. Согласился поднимать тульский футбол с большим удовольствием. Так что "Арсенал" для меня - команда, где я играю и работаю вместе с друзьями.
- А зарплата одна? Чтоб налоговая не суетилась…
- (Смеется.) Одна. Надеюсь, "Арсенал" - это не краткосрочное явление. Хочется стабильности - не люблю скакать с места на место. Пусть и сменил за карьеру немало клубов.
- Говорят, к вам еще и Титов может присоединиться?
- Ходили такие разговоры, и у самого Егора было желание. Но, видимо, что-то не срослось. А вообще здорово, когда люди, игравшие вместе, продолжают помогать другу другу по жизни и в работе.
"СПАРТАКУ" МЕШАЮТ ПОБЕДЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
- В "Спартак" этой тренерской командой во главе с Аленичевым не планируете перебраться?
- Дмитрий говорил, что мечтает оказаться в "Спартаке". Все возможно. Но сегодня там работает Валера Карпин, и дай бог ему удачи. Мы все за него переживаем.
- И как вам нынешняя игра красно-белых? Способны они бороться за самые высокие места?
- Стабильности, конечно, не хватает. Слишком часто случаются перепады. Вот если удастся их избежать, тогда можно будет замахнуться на что-то серьезное. Одной цели всегда быть первым недостаточно. Плюс болельщики у "Спартака" требовательные, хотят не только результата, но и эстетического удовольствия. Сказываются победы прошлых лет.
- Кстати, второй уход Аленичева из "Спартака" при Александре Старкове имел те же причины? Дмитрию ведь не нравился именно стиль, который прививал латвийский тренер.
- Насколько я помню, Дима тогда ушел даже не из-за игры, а из-за отношения к себе и ряду других футболистов. Это был своего рода протест против подлости.
- У вас с Романцевым бывали конфликты?
- Спорные моменты, конечно, возникали. И не раз. К примеру, казалось, что Олег Иванович иногда излишне придирается. Но потом эмоции утихали, и я понимал: он был прав. Ведь всегда нужно стремиться к чему-то большему.
РОМАНЦЕВСКИЙ ВРАТАРЬ В КОМАНДЕ ЛОБАНОВСКОГО
- Момент ухода в другой клуб всегда чреват обидами?
- По-разному бывает. Футболист может чувствовать, что еще не сказал своего слова, и тогда, конечно, обижается. Но ведь часто игроки объективно не соответствуют уровню и амбициям команды. Другое дело, чтобы сказать это самому себе, нужна большая сила воли.
- Вокруг вашего ухода в киевское "Динамо" тоже ходило много разных слухов?
- Я тогда потерял практику, играл Максим Левицкий. А в "Динамо" получил травму Шовковский. Мне, позвонили, предложили…
- С Романцевым обсуждали?
- Нет. Все позиции были согласованы: моя с киевлянами лично - и между клубами. Расставаться со "Спартаком" было уже не тяжело, ведь где-то за полгода до этого я имел беседу с Олегом Ивановичем. Сказал, что хочу поиграть в Европе, и получил добро на поиск команды.
- И как работалось с Лобановским?
- Великий тренер. С Романцевым они похожи своей требовательностью. Для них в футболе нет мелочей. А еще оба держат с игроками дистанцию. Но для меня лично Романцев - фигура более значимая. Он поменял мою философию. До прихода в "Спартак" я был другим человеком, без психологии победителя. А Лобановский для меня уже был не "глыбой", а очередным, следующим тренером.
- То есть вы остались романцевским вратарем?
- Конечно! К примеру, был такой случай. За годы в "Спартаке" я привык, что, когда получаю мяч, игроки под меня открываются. И вот приехали мы с "Динамо" в Бухарест на матч Лиги чемпионов против "Стяуа". Получаю я мяч, пытаюсь найти партнеров и вижу спины… У меня рука замахивается и медленно опускается. Я понял, что попал в другой мир, в другую философию. Стало не по себе.
ПЕСЬЯКОВУ НЕ ХВАТАЕТ УВЕРЕННОСТИ ДИКАНЯ
- Как отнеслись к решению Карпина остановить свой выбор на Песьякове и отказаться от Диканя?
- Чтобы понимать причины, нужно самому видеть тренировочный процесс. По игровым моментам Дикань, конечно, сильнее, это не обсуждается. Но опять же: может, Андрей плохо выглядит на тренировках? А Песьякову нужно прибавлять в психологии, в уверенности в себе. Остальное у него вроде бы есть - фактура, физические данные.
- После вас первый номер в "Спартаке" побывал у многих. Вот лишь некоторые: Левицкий, Плетикоса, Ковалевски, Зуев, Джанаев, Хомич. Кто из них ярче проявил себя?
- Из названных по одному классному сезону провели Плетикоса и Ковалевски, но потом у них были провалы. И логично, что в итоге оба покинули "Спартак".
- Как вам Акинфеев? Сейчас у него тоже какой-то спад.
- Да я бы так не сказал. У ЦСКА общий кризис. И Игорь - как раз "островок стабильности". Он не опускается ниже определенного уровня.
- Кто из российских вратарей сегодня ближе всего к Акинфееву?
- Пожалуй, Габулов. Хотя мне лично очень симпатичен Сережа Рыжиков. Как вратарь и как человек.
- А Лодыгин?
- Это что-то новенькое, но будь в форме Малафеев - играл бы он.
АКИНФЕЕВУ СТОИЛО ЖЕСТКО ВРЕЗАТЬ ВЕЛЛИТОНУ
- В столкновении Акинфеева и Веллитона вы были на чьей стороне?
- Не правы оба. Бразилец уже не играл в мяч и пошел на грубость. А Игорь, зная манеру Веллитона, должен был сам играть жестче, ногу поставить, колено или локоть. Словом, врезать так, чтобы у нападающего больше никогда не возникало желания наносить травмы вратарям. Но Акинфеев отнесся к случившемуся немного вальяжно.
- С кем вам было бы спокойнее играть: с защитниками нынешней сборной или с партнерами по команде конца 90-х?
- Конечно, с теми ребятами. Тогда ведь и схема игры была другая. Все понимали друг друга с полуслова: Онопко, Никифоров, Варламов, Хлестов, Ковтун…
- За нынешнюю сборную тревоги нет?
- Тревога это давняя. Нет у нас новых высококлассных центральных защитников. Нужно их растить. В свое время Газзаев доверял братьям Березуцким, и они выросли. То же самое - Игнашевич. А у нас делают ставку на легионеров.
- В чем различия нынешней сборной и той, конца 90-х?
- Изменились и сам футбол, и философия. Не могу сказать, что мы тогда больше жили игрой. Но, к примеру, на Euro-2012 команда жила в центре города. По мне это ненормально. Только ведь это исходило от руководства. И не сказать, что мы мало зарабатывали или были "голодными". Мы выходили на поле, чтобы получать удовольствие. Сейчас другой менталитет.
РОКОВОЙ ГОЛ В 1999-М
- Победа на "Стад де Франс" над французами - вершина карьеры?
- Нет. Одна из. Все-таки два пропустил. Очень здорово сыграл против "Аякса" в Москве, когда мы выиграли 1:0. Кстати, я ведь и других чемпионов мира обыгрывал…
- Это каких?
- Пляжных. (Смеется.)
- А в болотный футбол не играли?
- Нет. Вот когда его возьмет под свое крыло ФИФА, тогда может быть.
- Нельзя не вернуться к тому роковому голу… Один наш читатель спрашивает: часто вам снится мяч, пропущенный от украинцев в 1999 году? Другой интересуется: какие мысли, предчувствия были перед ударом Шевченко?
- Уже 150 раз это обсуждалось. 151-й вряд ли нужен. Опустим эту тему…
- Но можно сказать, что тогда просто повезло Шевченко и не повезло Филимонову?
- Если бы не повезло мне одному, мы бы сейчас об этом не говорили. И другие не вспоминали бы.
- Но вспоминают в основном без особой злости и желчи. Как удалось восстановиться?
- Обыкновенно - работа, тренировки. У нас через шесть дней был матч с "Локомотивом", практически за чемпионство, и мы выиграли - 3:0. Раздувание началось позже, где-то через полгода.
РЕАКЦИЯ ХУЖЕ НЕ СТАЛА
- А бывало когда-нибудь, чтобы предлагали сдать матч, специально пропустить?
- Бывало. В молодом возрасте. Приходили, предлагали всей команде проиграть или сделать ничью. Речь, понятное дело, не о "Спартаке". Но я всегда говорил, что как вратарь и ключевая фигура участвовать в этом не буду. Один раз, второй, третий. А футбольный мир - он маленький, все друг друга знают. И очень скоро звонки прекратились.
- Вам скоро 40…
- Разница только в одном - в опыте, в статусе. А в плане реакции, физического состояния - никаких изменений. По крайней мере я себя старым и медленным не чувствую. Все, что даю ребятам в "Арсенале" на тренировках, делаю и сам. Где-то им даже приходится за мной тянуться.
- Ван дер Сар в 40 лет играл в финале Лиги чемпионов, Дино Дзофф - стал чемпионом мира. Какие планы у Филимонова?
- Посмотрим, как сложится. Хотелось бы играть как можно дольше. Все зависит от здоровья и желания.