В свое время воспитанник питерского футбола продлил контракт с «Ростовом» на два года и отправился в аренду на ближайший сезон в Тулу, где провел последние полгода. К сожалению, Васильев не помог «Арсеналу» на полях ФНЛ из-за травмы. В разговоре с корреспондентом «Спорта День за Днем» бывший зенитовец рассказал о краткосрочной командировке в родной город, работе с разными тренерами и заоблачных зарплатах в расформированных клубах.
Хочется отдать долг «Арсеналу»
— Восстановление проходит хорошо. Уже месяц занимался в тренажерном зале. Не так давно был на контрольной консультации с врачом, специально для этого ездил в Москву. Все в порядке.
— Вы уже были полгода в «Арсенале» на правах аренды, но официальных матчей так из-за травмы и не сыграли. Причастность к успеху команды ощущаете?
— Да, на поле я команде не помог. Но, может быть, в жизненном плане, в плане атмосферы что-то привнес — все-таки я тренировался с командой до травмы, поднимал боевой дух (смеется). Но, конечно, обидно, что не смог своей игрой внести вклад в повышение классом.
— Какие впечатления от работы с Дмитрием Аленичевым?
— Самые приятные: чувствуется, что это большой человек. Он очень сильный психолог — как будто залезает тебе в голову и точно понимает, что у тебя на уме, на душе. Дмитрий Анатольевич вкладывает душу в каждого из своих игроков, поэтому атмосфера в команде на высочайшем уровне. Он был выдающимся футболистом, поэтому авторитет у него непререкаемый. Очень рад, что есть возможность продолжить работать под его руководством.
— Сейчас пошел некий «бум» на Аленичева. Нисколько не умаляем его заслуг, но не возникает у вас ощущение, что его несколько переоценивают?
— Я с ним работал — у меня не возникает. Задачи, поставленные руководством, он выполнил, так? Да, опыта работы в премьер-лиге у него нет, но опасений, что он не справится, не возникает. Его заслуженно выбрали лучшим тренером ФНЛ по итогам прошедшего сезона.
— У вас было принципиальное желание остаться в «Арсенале»?
— Конечно! Хотелось продолжить работать с Аленичевым, есть огромное желание «отработать» за пропущенный отрезок. Кроме того, мне как игроку пора заявлять о себе в премьер-лиге, а «Арсенал» дает эту возможность.
— Как получили предложение от «Арсенала»?
— В конце ноября я принимал участие в товарищеском матче между сборными ФНЛ и серии В. Нашу сборную тренировал как раз Дмитрий Анатольевич. В питерском «Динамо» убрали Сергея Игоревича Дмитриева. Уже в январе мне позвонил Дмитрий Анатольевич и предложил поработать под его началом. Я, недолго думая, согласился. Посоветовался только с родителями и девушкой. «Ростов», которому принадлежал мой контракт, не возражал.
Не вылетели — спас
— Со стороны «Динамо» попытки удержать вас были?
— У «Ростова» было право отозвать меня в любой момент. Поэтому никакого разговора с руководством «Динамо» о том, чтобы остаться, у меня даже не возникало. Желание меня сохранить, видимо, было: с крайними защитниками у команды были проблемы. Но расстались мы без обид.
— Не так давно довелось услышать следующую историю. Игрок, приехавший в «Динамо» зимой на просмотр, едва узнав, что тренирует команду Павел Гусев, собрал вещи и уехал с тренировки. Было такое?
— Я с Гусевым проработал недолго, поэтому сказать не могу. Но история, конечно, очень смешная (улыбается). Я не видел, чтобы игроки убегали от него, сломя голову (смеется). Поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть не могу.
— У вас от него какие впечатления остались?
— Хороший специалист. Его работа с «Уралом» заслуживала уважения. Да и для «Динамо» он был не чужой человек — уже работал с командой.
— Почему «Динамо» провалило первую часть сезона?
— Мы прошли все сборы, а потом в команде появилось несколько новичков. У нас и так был, грубо говоря, почти полностью новый состав, мы только сыгрались, и тут еще группе ребят пришлось вливаться. Конечно, у нас возникли трудности.
— Трудности игрового характера? Или были конфликты? Игроки рассказывали, что в раздевалке доходило чуть ли не до драк…
— Я говорил именно об игре. Тяжело сыгрываться в официальных матчах. А что делать, если межсезонье такое короткое? Отношения в раздевалке были нормальные, просто когда команда проводит неудачно несколько матчей подряд, все начинают переживать, нервничать. Главное, что во второй части ребята собрались и выдали очень сильный отрезок. Они — молодцы.
— А руководство «Динамо» обвинило во всех грехах Дмитриева. Справедливо?
— Тренер — уязвимая должность. За результат отвечает перед руководством именно он. Но виноваты все: мы не выполнили задач Дмитриева, Дмитриев не оправдал ожиданий руководства, а руководство, вероятно, ожидало победы в Лиге чемпионов (улыбается). Думаю, если бы команда готовилась зимой под руководством Сергея Игоревича, все тоже сложилось бы неплохо.
— Руководство, получается, виновато?
— Громко сказано и не мне судить. У нас получается, что, кто главнее, тот и прав (улыбается).
— Кто же тогда неправ в конфликте президента клуба Леонида Цапу и Дмитриева?
— Леонида Ивановича не устраивали результаты команды. И тут спорить сложно — мы были аутсайдерами. Но и говорить о том, что Сергей Игоревич неправ, мне тяжело. Во-первых, играли мы не так плохо, просто были проблемы с реализацией. Во-вторых, под конец года Дмитриев сплотил команду, и у нас получалось намного больше. Результаты не заставили бы себя долго ждать: многие из тех, кто ушли зимой, остались бы. Я уверен, что с Дмитриевым команда выступила бы лучше.
— Но Павел Гусев спас команду?
— Раз не вылетели — спас (улыбается). С другой стороны, зимой снялись две команды. Нужно было ой как сильно постараться, чтобы оказаться во второй лиге.
Зарплаты, которые не увидят
— Как игроки вообще воспринимают истории со снятием команд посередине чемпионата?
— Все закономерно. Есть бюджет, в который нужно уложиться. Есть расходы, которые должны быть не больше. А они раздувают зарплаты. Какой смысл, если игроки эти деньги даже не увидят? Во многих командах премьер-лиги средние игроки получали меньше, чем рядовые игроки «Алании».
— Но сами-то игроки не выступают против таких больших зарплат…
— Игроки не о зарплате вообще думать должны! Они должны играть и получать адекватные деньги. А о бюджете должно заботиться руководство клуба.
— Возвращаясь к разговорам о «Динамо». Если бы остались, выдержали бы конкуренцию с Юрием Лебедевым, пришедшим зимой как раз на ваше место?
— Если бы остался, посмотрели бы. Я, уже после ухода из «Динамо», общался с Брайаном Идову. Он говорил, что тяжело — меня не хватает. А конкуренция — всегда здорово. И у тренера есть выбор, и игроки стараются на пределе возможностей.
— Комфортнее играть справа или слева?
— Владею обеими ногами, правой чуть лучше. Поэтому мне, можно сказать, без разницы. Разница видна только при подключениях в атаку. Когда играешь слева, смещаешься в центр, а когда справа — делаешь «кросс».
— Почему вообще пошли на такой отчаянный шаг, как аренда в «Динамо»? Это ведь ФНЛ…
— Отличный вопрос, обожаю такие (смеется)! В «Ростове» у меня не было практики, Божович в моих услугах не нуждался. Появился вариант с «Динамо». Родной город все-таки, да и конкуренция позволяла рассчитывать на регулярную практику.
— Я не просто так спросил про отчаянный шаг. Вспоминаю интервью двухлетней давности, в котором вы говорили: «Нет, я с самого начала был против идеи играть в ФНЛ. Нужно ставить перед собой максимальную планку».
— Помню тот разговор (смеется). Не сомневался, что вспомним о тех словах. Конечно, задача осталась прежней — играть в премьер-лиге. Но, не пойди я в «Динамо», вряд ли бы сейчас оказался в «Арсенале», в премьер-лиге.
— Ваш дебют в премьер-лиге состоялся два года назад. С тех пор в «Ростове» вы не играли. Чем занимались вообще?
— Тренировался (улыбается). Ездил на просмотр в Испанию, в «Эльче». Там, к сожалению, не сложилось. Некоторое время тренировался с «Аланией» — к счастью, тоже не получилось. Играл за молодежный состав «Ростова». В сезоне-2012/2013 мы чуть не заняли третье место. У нас тогда была очень хорошая команда: Хорик Байрамян, Рома Емельянов…
В сборную вызвали лучших
— За что Божович вас невзлюбил?
— Никаких конфликтов у нас не было. Просто к тому времени, когда он возглавил команду, я только несколько матчей провел за «основу». А Миодрагу нужно было решать определенные задачи. Поэтому ставка делалась на более опытных ребят. Конкурировать за место в составе шансов не было.
— А как конкурировать, если с годами опыта больше не становилось?
— Для того, чтобы набираться опыта, как мне сказали, существуют другие команды. Которые ниже классом.
— Кто сказал?
— Руководство клуба.
— Можно подумать, руководство ставило перед Божовичем задачу попасть в Лигу чемпионов…
— С одной стороны, вы правы. Но по итогам этого сезона «Ростов» добился права представлять Россию в Лиге Европы. Состав у них приличный, стабильно занимал место в середине таблицы. Божович сумел преобразить команду: теперь «Ростов» играет низом, старается контролировать мяч, брать инициативу в свои руки даже в матчах с лидерами.
— Принято считать, что работа в московском «Динамо» изменила Божовича. В «Ростове» черногорец продолжает отпускать шутки ниже пояса?
— Божович — очень веселый тренер. Всегда знает, как поднять команде настроение. Он часто шутил на тему секса. Причем, надо сказать, у него получается делать это очень ненавязчиво.
— Многие из шуток запомнили?
— Почти все (улыбается). У него каждая шутка такая, что ее трудно выбросить из головы.
— Ваши бывшие партнеры по молодежке «Зенита» Максим Канунникова и Павел Могилевец поехали со сборной России на чемпионат мира. Их попадание в сборную — стечение обстоятельств или они реально в данный момент лучшие в стране?
— Уверен, что Капелло не стал бы вызывать их в сборную, не будь он уверен в том, что они своей игрой заслужили право поехать в Бразилию. Это ведь означало, что ему пришлось отцепить тех, кто завоевал путевку на чемпионат мира. А за ребят только порадоваться хочется: Паша очень сильно прибавил в «Рубине», а Максим уже давно играет в премьер-лиге.
— Почему же тогда «Зенит» игнорирует и Канунникова, и Могилевца, и многих других своих воспитанников, играющих в премьер-лиге?
— Не знаю. Думаю, что, когда они выступали за «Зенит», до «основы» не дотягивали.
— Для вас «Зенит» — закрытая страница?
— Конечно, нет. Если когда-нибудь у меня появится возможность вернуться, другие варианты продолжения карьеры я даже рассматривать не буду. Это мой родной город, мой родной клуб. И мне хочется надеяться, что у меня еще будет возможность выйти на поле в футболе «Зенита».
Сергей ПЕТРОВ