25-летний Егор Шамов стал открытием не только в «Арсенале», но и во всей РПЛ. Уверенную игру голкипера отмечают многие специалисты. А сегодня он стал героем «Большого интервью».
- Егор, примите поздравления по поводу победы над ЦСКА, в этом матче вы еще и сыграли «на ноль».
- Спасибо. Первые минут тридцать армейцы давили, но мы выстояли, а в начале второго тайма ребята организовали голевую контратаку. Все молодцы, все старались для победы и выложились без остатка.
- Кто был самым опасным у соперника?
- Влашич. Он постоянно обострял, искал момент для удара, в штангу попал.
- Вы начинали в школе ЦСКА, для вас этот матч был особенным?
- Не могу считать себя выпускником армейской школы, ушел оттуда в 15 лет. Но мне, конечно, хотелось проявить себя. Много знакомых тренеров осталось в ЦСКА. Возможно, меня помнят там.
- В этот вечер у вас были персональные болельщики?
- Родители пришли, брат с друзьями.
- Не по возрасту, а по опыту игры в премьер-лиге вы самый молодой голкипер элиты.
- За плечами уже пять матчей, есть что проанализировать. Конечно, есть над чем работать. Дебют, на мой взгляд, получился неплохим, хотя, наверное, в Грозном можно было и лучше сыграть.
- 26 октября, когда вы вышли против «Ахмата», для вас теперь красный день календаря?
- Никак не отмечал это событие. Долго шел к премьер-лиге, поначалу думал, что да, вот такое грандиозное событие. Но всегда знал, что рано или поздно настанет этот день.
- Ваш дебют состоялся в красивом антураже. Как раз 14-й тур прошел под знаком Льва Яшина, 90-летие которого отмечалось.
- Да, было необычно. Изначально я погрузился в свои мысли: первая игра в РПЛ, повышенная ответственность… Проанализировал потом, и вправду все так красиво получилось. В памяти этот день отложится. Кепку, в который вышел на матч, забрал себе – для домашнего музея (улыбается).
- Знаю, что ваш отец как раз наставлял великим Яшиным.
- Папа всегда ставит его в пример. Я и начинал играть почти сразу в воротах. Родители посовещались и отдали меня в футбол в школу ЦСКА. Это рядом с домом, мы жили на Войковской, а школа на Соколе. Первого тренера звали Алексей Владимирович Говязин. Однажды он подошел ко мне и сказал по секрету: «Егор, бегать у тебя не очень получается. Хочешь встать в ворота?» Мне было семь или восемь лет.
- Чем занимаются ваши родители?
- Папа работает в охране, мама - заведующая складом в Центральном институте травматологии и ортопедии.
- Википедия сообщает, что после ЦСКА ваша семья переехала из Москвы в поселок Прогресс Новокубанского района Краснодарского края. В нашей стране, наоборот, многие стремятся в столицу…
- Это неверная информация. Родители не могли бросить работу, в новокубанский «Биолог» поехал я один.
- Кто еще оказал влияние на вашу спортивную карьеру?
- Брат Иван, он старше на три года. Иван занимался баскетболом в Тимирязевской спортшколе, оттуда перешел в дубль ЦСКА, сейчас играет на любительском уровне. Брат выступал за кубанский «Локомотив», «Нижний Новгород», привлекался в молодежную сборную России.
- В каком амплуа играет?
- Разыгрывающий. Мы с братом одинаковые по росту.
- Иван для вас первый советчик в спорте?
- Он мой наставник, путеводитель по жизни, как и родители. Но брат знает спорт изнутри, понимает, как развивать профессиональные навыки. Полностью доверяю ему.
- Что-то из баскетбола можно перенести в футбол?
- Я вратарь, мне важно понимать, как владеть мячом. Вместе с Иваном играем в баскетбол, у нас проходят спарринги. Он бьет мне по воротам, на бокс вместе ходим. Наш дедушка говорил: если ты спортсмен, то спортсменом должен быть от бога, развиваться в любом виде спорта.
- Школа ЦСКА наверняка вам многое дала.
- Безусловно. Но когда приходил туда, может, спад какой-то был: занимались на гаревом поле на Песчанке, даже раздевалок не было.
- В «Арсенале» недавно работал известный тренер вратарей Вячеслав Чанов. С ним пересекались?
- Нет, тренировался у Мирошниченко, Саморукова. Тяпушкина застал. И пару раз мальчишкой выводил на матч Акинфеева.
- Можно говорить, что гостевой матч со «Спартаком» для вас пока самый успешный в карьере?
- На профессиональном уровне - да. Но на КФК я настоящий фурор творил (смеется). Такие сэйвы выдавал! После второй лиги в Новокубанске поиграл год за любителей. И тогда я сразу ощутил разницу между профи и физкультурниками. В новокубанском «Биологе» я был 18-летним пацаном, не совсем понимал, что происходит вокруг. Психологически давило, что мужики играют за деньги, им надо семьи кормить. А на КФК совсем другая обстановка. Я выходил на спокойствии, уверенно делал свое дело. Вот тогда я усвоил, что спокойствие и уравновешенность - залог успеха.
- Что это за команда?
- Московский «Зенит», играет напротив «Открытие Арены». После любителей я перешел в брянское «Динамо».
- То есть вам было важно психологически раскрепоститься?
- Я чисто по себе сужу. Если не давит финансовая составляющая, то ничто тебя не сковывает. Для меня был важен сам процесс игры. Но играли в «Зените» ребята, которые хотели попасть в профессионалы, у них цель – показать лучший результат.
- Давайте теперь по порядку. Начало вашей профессиональной биографии – это клуб ПФЛ из Новокубанска, за который вы впервые сыграли в сезоне-2013/14. Чем примечателен турнир в зоне «Юг»?
- Иногда приходилось добираться автобусом 25 часов на матч. Через паром в Крым - тяжелое путешествие. Но «Биолог» мог себе позволить такие расходы. А вот крымские команды… Один раз мы вышли на игру, а соперника нет - не приехал. Нас сфотографировали, ушли в раздевалку, а гостям записали техническое поражение.
- Первый матч по профессионалам помните?
- Лето 2013 года, матч 1/256 Кубка России в Крымске. В самом начале за фол последней надежды судья удалил нашего вратаря и назначил пенальти. Пришлось мне выходить, уже проигрывали 0:1. Отразить 11-метровый не удалось, но с игры я не пропустил. Кстати, дебютный матч в первенстве месяц спустя тоже сыграл против крымского «Витязя». Немного затрясло меня, неудачный матч провел, пропустил три мяча.
- Какой футбол в южной зоне?
- Жесткий. Много крика, кровь горячая у футболистов, иногда до драк доходило.
- А что из себя представляет домашний стадион «Биолога»?
- Он в чаще леса, рядом рабочий поселок Прогресс. Местный завод производит лекарственные препараты. Кто хотел из рабочих, ходил на наши матчи. Человек 500-600 собирали.
- Вы там квартиру снимали?
- Нет, это было бы слишком роскошно. Обычный домик типа базы, в комнате по 3-4 человека.
- Спартанские условия.
- Это мягко сказано.
- Вот тогда вас стали посещать мысли, чтобы закончить с футболом?
- Стал размышлять, как заработать, найти стабильность. Это не футбол, когда ты думаешь не об игре и своем развитии. Зарплата в «Биологе» была 25 тысяч. Мне предложили контракт на третий год, но я отказался. Тогда бы я мог совсем погрязнуть в ПФЛ.
- Какая была альтернатива?
- Вернуться в Москву, попробовать через знакомых попасть на просмотр в хороший клуб. Тогда агента у меня не было. Друзья предложили потренироваться в любительском «Зените». Что я думал сам о себе? Неплохой молодой вратарь, но без имени и мало кому известен. Понимал, если найду команду, то все получится.
- И сезон-2016/17 вы провели тоже в ПФЛ, в Брянске.
- Там организация на хорошем уровне, «Динамо» вполне может в ФНЛ играть. Во второй лиге у брянцев один из лучших стадионов, база отличная с искусственным и натуральным полями, с баней и так далее. С первой игры стал основным вратарем, но в конце сезона возникли трудности с руководством.
- Курьезные случаи происходили во втором дивизионе?
- Вот приходит на память случай, когда в Брянске мне отпасовал защитник, а мяч попал в кочку, и я махнул мимо. Успел остановить мяч на линии ворот.
- После брянского «Динамо» вы поднялись в ФНЛ. Владивостокский «Луч» - шаг вперед в карьере.
- Такая история получилась. В КФК сыграли с фарм-клубом московского «Торпедо» по нулям. Я выдал невероятный матч, вытащил пенальти. Меня заметили, провел тренировку с фарм-клубом черно-белых. А потом получил приглашение на просмотр во вторую лигу, две недели тренировался с автозаводцами. Сказали, что берут на сборы в Крым. Я уже и чемодан собрал. Вдруг вечером накануне отъезда звонит директор «Зенита» Прокудин, мы поддерживали дружескую связь: «Егор, поезжай в «Луч» Владивосток, билет на сборы в Белоруссию для тебя взяли. Я обо всем договорился, не волнуйся». И утром я отправился к «Лучу».
- За дальневосточников провели 9 матчей в первом дивизионе, из которых два «сухих».
- В команде был опытный голкипер Котляров, потом пришел Абакумов, поигравший за «Оренбург». К сожалению, во Владивостоке не было возможности на сто процентов отдаваться футболу. К финансовым проблемам добавлю долгие перелеты. В аэропортах сидели по восемь часов, не знали, чем заняться. У нас не было чартеров. Билеты на самолет иногда покупали в последний момент, а лететь в совокупности часов двадцать. У ребят же семьи, дети. В Приморье один футбольный клуб, но стабильности нет. Вот у хоккейного «Адмирала» все хорошо. На хоккей нас приглашали всей командой, пару матчей посмотрели.
- Не пожалели, что отправились на Дальний Восток?
- Выхода не было. Мог оставаться в «Торпедо», но хотел поднять себя на новый уровень. В перелетах занимал себя просмотром сериалов, книжки читал, спать редко удавалось.
- Сложно все время перестраивать внутри себя биологические часы.
- Не то слово. Минимум двое суток нужно, чтобы привыкнуть к одному времени: прилетаешь - ночь, а ты только проснулся. Не за день до матча приезжали, а чуть раньше, чтобы лучше адаптироваться. В целом к играм нормально подходили. Я себя постоянно переубеждал, что все эти часовые пояса полная ерунда.
- Владивосток – это еще и удивительная природа.
- Сразу поехал на побережье Японского моря. От базы «Луча» в 500 метрах море, поплавал. Побывал на острове Русский, в дельфинарии. Университет с кампусом там очень представительный. Поинтересовался, почему все автомобили с правым рулем. Люди везут подержанные авто из Японии, так дешевле.
- В «Луче» вы играли вместе с бывшим арсенальским полузащитником Максимом Машневым.
- Он хороший парень. Общались как партнеры по команде.
- В июле прошлого года вы стали игроком «Арсенала». Как состоялся переход?
- Оставалось полгода контракта в «Луче», поступило предложение поехать на просмотр в «Арсенал». Я решился, потому что это клуб премьер-лиги. Отдавал себе отчет, что потом такого шанса может не быть.
- Начинать вам пришлось с дубля, а в этом сезоне сыграли два матча и за фарм-клуб «Химик-Арсенал».
- Несмотря на свои амбиции, я понимал, что должен был доказать свое право играть в команде не в тренировочном процессе. Только через тренировки доверие тренеров и партнеров не завоюешь. Требовалось показать себя в матчах. Выходить в дубле нужно было больше не мне, а тренерам, чтобы понять, кто я такой. При этом в молодежке я не мог получить такого опыта и развития, как в РПЛ. В любом случае это положительный опыт. Как и игры за «Химик-Арсенал». Мне понравилась обстановка в Новомосковске, в фарм-клубе все на позитиве, рад, что помог ребятам.
- Успели с кем-то подружиться в «Химике-Арсенале»?
- Дружба для меня слишком серьезное понятие. За короткое время с человеком не сойдешься.
- Давайте сейчас о ваших матчах в РПЛ. Сергей Ткачев в интервью говорил, что со «Спартаком» было сложнее играть, чем с чемпионом «Зенитом».
- Тоже так считаю. Мы забили красно-белым, играли по счету. Результат всегда довлеет. 60 минут сидели в обороне, выбегали в контратаки, испытывали постоянное напряжение, и все были максимально сконцентрированы. Мы справились, это главное.
- Сэйв после удара Мельгарехо – самый сложный в игре со «Спартаком»?
- Все же отмечу второй момент, когда из-под Максима Беляева ударил Ларссон. Я успел ноги сдвинуть, машинально сработал: мяча не видел, только всплеск. А у Мельгарехо, наверное, удар не очень получился. Мяч летел рядом, я среагировал – вратарское дело.
- С «Зенитом» и вовсе фантастический сэйв: лицом отразили удар в упор Ивановича.
- Это просто удача. Не успел подстроиться под мяч, хотел как можно дальше отбить удар Ракицкого, но получилось на Ивановича. Нельзя было выключаться из момента, пришлось раскидываться перед сербом, чтобы перекрыть как можно большую площадь ворот. Мяч прилетел мне в челюсть.
- Больно?
- На тот момент ничего не почувствовал, но утром проснулся - челюсть побаливала.
- У вас еще был жесткий стык с Ерохиным, заставивший болельщиков изрядно поволноваться.
- Сошлись коленом в колено. Он попал мне чашечкой во внутреннюю часть колена. Испугался, что что-то серьезное, но, к счастью, отделался ушибом.
- В матче с «Краснодаром» после вашей дуэли с Игнатьевым арбитр назначил пенальти.
- Может, чуть раньше стоило прочитать ситуацию, не решился сразу выйти на игрока, в таком случае был бы первым на мяче. Пришлось бросаться в ноги Игнатьеву. Но он не прокидывал, а бил по воротам, мяч задел меня, а потом задел бьющего. На мой взгляд, ситуация для 11-метрового «фифти-фифти». Но это право судьи решать. Хорошо, что пенальти не был забит.
- «Арсенал» создает много моментов, но мало реализует.
- Во втором тайме переиграли «Краснодар». Невезение какое-то.
- В компенсированное время матча с «Краснодаром» вы пошли на стандарт в чужую штрафную. Импровизация?
- Нет, я посмотрел на тренерскую скамейку. Оттуда мне махнули рукой. В футболе бывают такие ситуации, когда голкипер может помочь у чужих ворот. Надо было постараться добраться до мяча, спугнуть соперника, дать пробить своему игроку.
- Вспомним и кубковый матч с «Уралом». Кульминация наступила в серии пенальти.
- Сами довели до этого, ведь час играли в большинстве. Вся команда считала, что нужно было решать исход матча в игровое время. А потом психологический фактор сыграл за хозяев. Уральцы выстояли, удача была на их стороне. Очень досадно так вылетать из Кубка России.
- Вы отразили один пенальти в серии. Могли сделать больше?
- Считаю, что мог. Немного отстранился от своего плана. Наверное, сказался переизбыток эмоций. Действовал не совсем так, как нужно. Выбирал угол заранее, давал бьющему понять, куда прыгаю.
- Раньше удавалось выходить победителем в сериях 11-метровых?
- За «Луч» в 1/32 Кубка России выиграл серию на поле комсомольской «Смены». Это была моя вторая официальная игра за Владивосток. Долго добирались в Комсомольск-на-Амуре. Играли матч первенства с «Шинником», потом из Москвы летели. Приехали на стадион за полчаса до начала, быстро размялись. В игровое время - 0:0, в серии пенальти я отразил два удара, и «Луч» прошел дальше. Кстати, тогда мы выбили еще «Анжи» и «Енисей». В четвертьфинале проиграли будущему обладателю Кубка «Тосно».
- Заключительный матч 2019 года с «Локомотивом». Соперники у нас сплошь топ-клубы.
- Мы тоже на максимуме. Это же не вторая лига, когда приезжает какая-то ерунда. В премьер-лиге нет легких соперников. И вообще я не смотрю, лидеры это или нет. Со всеми трудно.
- Что является коньком в игре Егора Шамова?
- В зимнее время не могу на сто процентов пользоваться своей техникой игры ногами. И мяч замерзает, и поле жестче, и бутсы утеплять приходится. Себя расцениваю как вратаря европейского уровня. В том смысле, что обязан уметь действовать как полевой игрок. Наши защитники не должны испытывать боязни, когда отдают мне мяч. Об игре в рамке и на выходах говорить не буду, это классика.
- То есть вы, как сейчас модно говорить, в тренде.
- Слежу за матчами ведущих европейских клубов, высказываниями аналитиков. Сейчас все говорят, что вратарь должен отлично играть ногами. Это необходимо в условиях сильного прессинга, нужно уметь останавливать мяч, развивать атаки.
- После контрольного матча с «Елгавой» в октябре, то есть до дебюта в РПЛ, в интервью «Арсенал-ТВ» вы сказали, что полностью уверены в себе.
- Чувство уверенности пришло после того, как провел год без команды. То есть этот период карьеры в любительском «Зените». Понял, что все в моих руках, что способен на многое. Занимался с разными специалистами. Отмечу Геннадия Автандиловича Кахиани, сейчас он индивидуальный тренер. Благодарен Сергею Владимировичу Кращенко, нашему тренеру вратарей. Это он взял меня на просмотр в «Луче», полгода работал с ним в ФНЛ, а сейчас мы в Туле. В «Биологе» я не понимал, как себя вести. Потом читал много литературы по психологии, с братом постоянно общался.
- В жизни вас так же трудно вывести из себя? Например, за рулем, когда кто-то нарушает правила движения.
- Я уравновешенный человек. Если «подрежут», могу ругнуться, но морды бить никому не стану, хотя и увлекаюсь боксом (смеется).
- Почему остановили свой выбор на футболке с №50?
- Еще в «Биологе» такой хотел, но руководство считало, что сколько игроков в команде, столько и номеров должно быть. 50 – красивое число, символизирует, что вратарь – это пятьдесят процентов, то есть полкоманды.
- Теперь и не стоит его менять.
- Я тоже так думаю. Этот номер прижился ко мне.
- Какие увлечения у вас в жизни?
- Рыбалку люблю, летом часто езжу. Как-то 22 кило за четыре часа поймал, в основном карпа. Это было на платном пруду в Подмосковье, сами заводчики диву давались. Как говорится, поперло. Нравится бокс, с братом играем в большой теннис, да и в настольный тоже.
- В «Арсенале» кто ваши соперники по настольному теннису?
- Гурик Аджоев, Лесовой.
- Массажист Роман Романов прилично играет.
- Рому мы на сборах проверим (улыбается).
- Кто ваш кумир в мировом футболе?
- В детстве очень нравился Дэвид Джеймс. Помните, играл за «Ливерпуль», «Манчестер Сити», «Портсмут»? Я тогда не особо понимал. Джеймса оценивал визуально, по нему было видно, что суровый, брутальный парень. Долгое время следил за Касильясом. Нравились не только его вратарские качества, но и то, как он ведет себя на камеру, как дает интервью.
- Вы сами почувствовали внимание прессы после успешных матчей в РПЛ?
- Не обращаю на это особого внимания, есть вопросы – отвечу. Ничего не изменилось.
- Как вам внутренняя обстановка в «Арсенале»?
- У нас дружный коллектив, отличные ребята, атмосфера – футбольная. Отмечу и здоровую конкуренцию с Мишей Левашовым и Артуром Нигматуллиным. Без палок в колеса, здорово, что все так. Я более опытных ребят тоже мотивировал.
- Какой вы по характеру?
- Спокойный и скромный. Я это не вырабатывал, с детства такой. Вообще я скорее закрытый человек, со мной не так просто установить контакт. Мне не нужен миллион друзей, у меня есть свое окружение. Могу пообщаться с незнакомым человеком, но, если не уверен в нем, впускать в свой внутренний мир не буду.
- Какие профессиональные цели ставите, к чему стремитесь?
- С малых лет отец приводил мне в пример английский футбол. Цель - играть в чемпионате Англии. Но всему свое время.
- В Англии тоже есть «Арсенал».
- Так я с детства за «Арсенал»! Очень люблю команду из Лондона. Еще одна цель - сыграть за национальную сборную. Наверное, каждый наш футболист мечтает принести пользу России.
- А планы жениться у вас есть?
- В ближайшее время - нет. Хотя… У меня сегодня так, а завтра по-другому (смеется).
Беседовал Евгений Овсянников