Перед новой встречей с ЦСКА вратарь оружейников поделился впечатлениями от драматичной победы над армейцами в премьер-лиге, вспомнил, как мальчиком выводил на матчи Акинфеева, рассказал о плане на серии пенальти, восстановлении после тяжелой травмы и желании играть в Англии.
- Егор, «Арсенал» и ЦСКА в таблице премьер-лиги разделяют 26 очков, но 8 апреля это не будет иметь ровным счетом никакого значения?
- Все верно. Это Кубок, совсем другой турнир, совсем другие эмоции. Играем не по турнирной таблице, не по каким-то заслугам. Состоится один матч, кто максимально уверенно подойдет к нему, тот и выиграет. Считаю, у нас большие шансы.
- Какая здесь доля эмоциональной составляющей? Или к четвертьфиналу нужно подходить с холодной головой?
- К каждому матчу надо подходить с холодной головой, но при этом ты должен быть заряжен на серьезную рубку. Драться за каждый мяч, но с горячим сердцем.
- Вы провели оба матча против ЦСКА в текущем чемпионате. Они оставили разное послевкусие: 1:5 в октябре и 2:1 в марте.
- Первый матч – удар для всех нас, особенно для меня: впервые в карьере пропустил пять мячей. Долго переживал это, но в то же время понимал, что это футбол, здесь все возможно. В Москве было стечение обстоятельств, что-то пошло не так. А вот недавний матч в Туле – мы, можно сказать, вернули должок. Стремления победить у нас оказалось больше на 200%, чем у соперника.
- Какие были мысли, когда ЦСКА на 90-й минуте сократил разрыв до минимума, а вскоре «Арсенал» остался вдевятером?
- За это и любят футбол, что порой происходят невероятные вещи. Спасибо ребятам, что не сломались, дотерпели. Удача тоже повернулась к нам лицом. Забрали очень важные три очка.
- Что говорили партнерам в этот момент?
- Чтобы держали максимальную концентрацию, не реагировали на судью, который, похоже, пытался выключить нас из игры. Сначала одно глупейшее удаление игрока, который только что вышел на замену (две желтые карточки Громыко – прим. ред.), затем откровенный фол на нашем игроке (на Довбне – прим. ред.), он встает, высказывает судье свое мнение – тот без разбора показывает вторую желтую.
- Какие короткие реплики у вас для подсказа партнерам?
- Всегда, когда есть пауза, например, угловой, кричу: «Максимальная концентрация!» «Голову вверх!» «Все внимание на мяч!»
- Трудно было заснуть после такой драматичной игры?
- После побед легче, конечно. Но эмоций столько, что после любого матча удается заснуть лишь под утро.
- ЦСКА для вас не чужой клуб, начинали там играть.
- У меня остались положительные эмоции, с шести лет занимался в ЦСКА. Что ушел, наверное, закономерно – у меня был неплохой потенциал, но в 15 лет уступал другим ребятам. И я покинул армейский клуб, потому что даже на детском уровне требовали результат. Но, повторюсь, никаких обид не осталось.
- С «Арсеналом» вы дважды обыграли ЦСКА. Нужна третья победа.
- Надеюсь, их будет еще немало.
- У красно-синих недавно сменился главный тренер, команду возглавил Ивица Олич. Это может повлиять на расстановку сил?
- Всегда какой-то всплеск эмоций следует после смены тренера. Не знаю всех нюансов, почему в ЦСКА пошли на такие перемены в ходе сезона, команда все-таки идет среди лидеров… Но заряд положительных эмоций игроки точно получат.
- Вы нам в интервью рассказывали, что пару раз мальчиком выводили Акинфеева на матчи. А теперь он ваш визави.
- Здорово, что так было. Смотрел на Игоря, как на божество. Сейчас просто рад, что могу играть против таких больших футболистов.
- В премьер-лиге была возможность перекинуться с Акинфеевым парой фраз, вспомнить эпизод из детства?
- Такого не было. Но после первой победы, когда в прошлом сезоне выиграли у ЦСКА в Москве, подошел к Игорю. Заранее думал: если хорошо проведем матч, подойду и попрошу его футболку. Но… Акинфеев сказал: «Давай под трибуной». А там мы так и не встретились. В общем, грамотно отказал (улыбается).
- Коллекционируете футболки?
- Нет. Но с фамилией Акинфеева хотелось бы иметь. Этот голкипер – целая эпоха, он многое сделал для российского футбола.
- Может, после Кубка подойдете?
- Нет, одного раза хватило (смеется). Если только Игорь сам попросит поменяться, я с удовольствием соглашусь.
- Каким может получиться четвертьфинал по характеру – осторожным, соперники будут опасаться допустить ошибку?
- Осторожной игра точно не будет. ЦСКА – атакующая команда, больше напора будет от них. У армейцев есть понимание, на что мы способны. Им захочется реабилитироваться за поражение 13 марта. Но если они будут бросать большие силы в нападение, возникнут свободные зоны, мы в контратаках сможем найти шанс.
- До финала Кубка России не так далеко – это мощный стимул сыграть на пределе возможностей?
- Мы хотим показать свой максимум. Не надо забывать, что есть чемпионат, где у нас не очень хорошая ситуация. Надо исправлять ее. При этом мы не будем размениваться Кубком, чтобы сохранить силы в РПЛ. На каждый матч выходить с желанием победить. Мы заряжены на борьбу.
- Апрель очень важный месяц.
- У нас сложный календарь. Правильно говорит наш главный тренер Дмитрий Парфенов, что играют не 11 человек. Сейчас предстоит провести много матчей, без усталости и повреждений не обойдется. Поэтому все ребята должны быть готовы, нельзя обижаться, что кто-то выходит, кто-то нет. Все должны показать свои лучшие качества.
- Ваш дебют в главном «Арсенале» состоялся в Грозном в октябре 2019 года. С тех пор провели больше 20 матчей в премьер-лиге. Можете считать себя опытным голкипером?
- Стараюсь следить за своим психологическим состоянием, как готовлюсь к матчам, как веду себя в игре. Стал намного увереннее выходить на поле. В первое время эмоции переполняли, старался совладать с ними. А сейчас я в гармонии с собой, выхожу делать свою работу. Еще не назову себя опытным голкипером, но прошел через многое.
- Самый запоминающийся матч в карьере?
- Наверное, в минувшем чемпионате со «Спартаком» в Москве, когда мы выиграли 1:0. И не только потому, что меня признали лучшим в матче. Атмосфера была потрясающая, это и есть настоящий футбол. Весь стадион кричит, ревет, а ты играешь, как можешь. Не думаешь, ошибешься или нет, но живешь футболом.
- Если трибуны болеют против тебя, это тоже стимулирует?
- Это заряжает, меня не пугает поддержка соперника. Бывает, что-то кричат именно в мой адрес. Можешь даже разобрать.
- Что же кричат?
- «Вратарь, сходи в буфет» (смеется).
- У вас в том матче со «Спартаком» было два потрясающих сэйва после ударов Айртона и Мельгарехо. Нравится так проявлять свою реакцию, спасать команду или лучше, когда все спокойно и работы немного?
- Хочется проявлять себя, показывать свой потенциал, но все же выберу второй вариант. Чтобы угроза была не у наших ворот, а у чужих. Лишь бы побеждала наша команда.
- Травма в начале декабря 2019 года, перед домашней игрой с «Локомотивом» надолго вывела из строя. Как шло восстановление?
- Вывихнул плечевой сустав на тренировке. В детстве была такая травма. На противоходе поймал мяч, выбил руку и приземлился на нее. Произошел отрыв мышц, если бы его не было, может, обошлось бы без операции. Главное, что сейчас все хорошо. Когда травмировался, думал: почему, зачем? Ведь только все наладилось. Но если бы продолжал сетовать на судьбу, думать, какой я невезучий, сам бы себя закопал. На ситуацию посмотрел с другой стороны, перенастроил себя. Может, так должно было случиться. В жизни наступил такой этап, в котором я что-то приобрел. После травмы стал больше следить за питанием, принимать вспомогательные витамины, развил тело. Стал сильнее после травмы во всех компонентах.
- То есть извлекли пользу из случившегося?
- Минус, что пропустил отрезок сезона, когда мог помочь команде. Но в конечном счете минус обратил в плюс.
- Сколько времени заняло лечение и восстановление?
- Как и говорили врачи, примерно полгода. Я рвался, мне говорили: не торопись. Но я не мог сидеть на месте: ходил в бассейн, к врачам, просыпался с мыслью, что надо скорее восстановить организм. Если бы не карантин из-за коронавируса, не смог бы выйти на поле в том сезоне, но я старался вернуться как можно раньше.
- Карантин привел к продлению сезона. Вернулись в июне, но команду как подменили - в трех домашних матчах пропустили 10 мячей. Что произошло?
- Это футбол. Можно вести статистику – в одном четыре гола, в другом три и так далее, но на каждый матч выходишь с новыми эмоциями, нельзя ставить игры в один ряд. Так получилось, почему-то мы давали такие ситуации сопернику. Сказать, что мы были не готовы – нельзя. Так сложилось.
- Неудачные ситуации лучше не хранить в памяти?
- Поражения угнетают психологически. Но вспоминать победы тоже не дело, это может расслабить. Необходимо делать правильные выводы из ошибок и идти дальше.
- В Грозном в вашем дебютном матче в РПЛ и сейчас, 17 марта, нам в первом тайме забивал Семенов. Совпадение?
- И голы похожие получились, со стандартов. Дело случая.
- Может, стоило выйти на мяч после штрафного в исполнении Исмаэла Силвы?
- Достаточно близкая была позиция. Я поставил трех игроков в стенку, думал, что будет удар. Так и получилось: это был удар, не передача. Мяч летел сильно и низко. Реагировать на него, чтобы пойти навстречу? Я играл по мячу, защищал створ. Если бы мяч летел медленнее, может, и пошел бы.
- Получается, это просто грамотное исполнение штрафного соперником?
- Да, и еще линия обороны быстрее, чем должна была, опустилась к воротам. Поэтому Семенов успел сыграть в мяч, проткнул его в сетку.
- В Кубке России вы провели два матча группового этапа. Игры получились похожие – ничья и серия пенальти.
- Мы встречались с командами ниже классом, даже мысли не было засомневаться в положительном исходе. Если я играю в премьер-лиге, значит мотивация и потенциал у меня выше. Психологически я переигрывал оппонентов из «Салюта» и «Текстильщика».
- У вас всегда есть план в серии 11-метровых?
- Перед каждой игрой смотрим пенальтистов, у каждого своя статистика, кто в какой угол бьет. Когда идешь на серию, есть информация по игроку. Решаешь, как действовать, по повадкам бьющего видишь: показывает в одну сторону, а будет бить в другую. Если обращаешь на это внимание, сможешь среагировать. Ну и также пытаешься сам завлечь его, показать прыжок в одну сторону, а прыгнуть в другую. Но это зависит от ситуации. Есть много видео, где вратари становятся спиной, встают на колени перед ударом – у каждого своя система.
- Был еще отраженный пенальти в серии с «Уралом» в предыдущем розыгрыше.
- Это была моя вторая игра за «Арсенал». 2:2 – итоговый счет, но мы больше часа не могли забить, хотя играли в большинстве. На нас это подействовало, эмоциональный фон у соперника был лучше. Если команде в меньшинстве не забиваешь, значит что-то идет не так. Отбегали 120 минут, в голове немного закипело, перестал замечать те вещи, которые могли помочь: куда посмотрел игрок, как поставил голеностоп и т.д. Я стоял и ждал удара, хотя можно было заманивать.
- С Дмитрием Парфеновым, тогда тренером «Урала», не вспоминали этот матч?
- Нет. Мы сосредоточены на решении текущих задач.
- При 11-метровых полагаетесь на интуицию или реагируете на удар?
- В совокупности. Но больше интуиция – 70 на 30. Очень редко можно распознать, как игрок пытается тебя обмануть. Полагаешься на себя, пытаешься его обмануть, показать, что будешь прыгать в одну сторону, а сработать в другую.
- Ваше мнение о формуле Кубка России: групповой этап, набор очков, пенальти сразу после 90 минут.
- Для футболистов хорошо, не нужно играть лишние таймы, это дополнительные эмоции. Против серии пенальти ничего не имею, это возможность показать себя и помочь команде. Очки? Новая система в группе из трех команд довольно странная.
- В Белгороде матч «Арсенала» вызвал большой интерес.
- Очень приятно было играть в такой обстановке, понятно, что ковид требовал соблюдения мер предосторожности. Правда, поле было не очень высокого качества. Мне это напомнило времена, когда сам играл во второй лиге за Новокубанск и Брянск. Не особо охота туда возвращаться (улыбается).
- «Арсенал» проводит четвертый матч в Кубке, но только первый дома.
- Хотелось бы, чтобы болельщики верили в нашу победу. Вышел на матч с ЦСКА, а на северной трибуне нет фанатов…
- Они в этот раз поддерживали на востоке.
- Я привык видеть их на севере.
- «Арсенал» выбил из розыгрыша Кубка «Зенит», обыграл в РПЛ ЦСКА – значит у команды серьезный потенциал.
- Это 100 процентов. Не знаю, что поменялось у нас. Сколько было у нас неудачных игр, и после каждой мы собираемся, разговариваем, выясняем причину поражений? Ответа нет. Все максимально работают, выкладываются. Только через тяжелую работу мы все преодолеем, если что-то не получается, надо искать причину в себе.
- Тренеры как настраивают?
- От матча к матчу готовимся по-разному, к каждому подходим с максимальной концентрацией. Тренеры настраивают психологически, говорят, чтобы не смотрели в турнирную таблицу. Мы стремимся играть только на победу.
- Как старший брат Иван, которого мы знаем как профессионального баскетболиста, поддерживает?
- Теперь меня еще и маленький Федор поддерживает. У брата родился сын, я стал дядей. Феде 9 месяцев. У нас и дни рождения близко: у меня - второго июня, Федя появился на свет шестого.
- Цель играть в чемпионате Англии не изменилась?
- Еще сильнее захотел. Мне 26 лет, время идет. Играть в Англии, а почему бы и нет? В этом нет ничего сверхъестественного. Если буду хорошо себя проявлять в «Арсенале», буду вызываться в сборную России. К этому каждый российский игрок должен стремиться.
Беседовал Евгений Овсянников