Форвард «Арсенала» Евгений Савин такой же незаурядный собеседник, каким мы знаем его в игре. №9 тульских канониров – человек открытый и эмоциональный. Вы наверняка почувствуете этот савинский заряд в нашем интервью.
- Евгений, вы родились на Вологодчине, в Белозерске, а выросли в таежном Тобольске. Ощущаете себя сибиряком?
- Я этого никогда не забывал. Выросшие в Сибири - более закаленные, более голодные, что ли. Я имею в виду достижение цели, успех в жизни. Сибиряк всегда проявит свой характер. Впрочем, главное все же не место, а что из себя представляет человек.
- Вы проявили характер, уехав, по сути, ребенком, за тысячи верст от родительского дома.
- Именно так. Мне было всего 12 лет, когда отправился в волгоградский интернат. Это в трех тысячах километрах от Тобольска. Маме с папой не оставил выбора, потому что моей мечтой был футбол. И с тех пор ни разу не пожалел о своем решении. Родители каждый день звонили мне, хотя в середине девяностых еще не существовало сотовой связи и приходилось заказывать разговоры. В интернате было непросто, особенно первое время. Это как армия для детей – со своим распорядком и даже дедовщиной. Если плохо посмотришь на старшего, откажешься выполнить просьбу, рискуешь получить подзатыльник.
- В Тобольске часто удается бывать?
- К сожалению, нет. Может, пять дней в году. Родители трудились на местном предприятии нефтехимического комплекса, сейчас они пенсионеры. В Тобольске живет и моя старшая сестра Анна. Вы не представляете, как фанатично болеют за меня родители. У них даже выработался ритуал. Отец в день игры не бреется, идут гулять в белокаменный кремль, в храме ставят свечку, мама держит иконку. И никогда не включают прямую трансляцию. Смотрят запись только в том случае, если мы играем успешно. Купил родителям комплект НТВ+, так что у них все под рукой.
После сезона всех увижу. Кстати, есть еще один повод навестить родной Тобольск – провести очередной детский турнир на призы Евгения Савина. Так принято в тех городах, которые делегировали своих воспитанников в клубы премьер-лиги и сборную страны. На всю Тюменскую область я один такой. Уже три турнира позади, в мае или в начале лета состоится четвертый. Соревнования провожу за свой счет.
- Зная вас, могу представить, как быстро вы завоевываете симпатии мальчишек.
- Надо видеть их глаза. Когда ребята одной из команд получали в подарок форму за третье место, кажется, не было никого счастливее на свете, чем эти 10-12-летние пацаны. Я ведь тоже из простой семьи. Не считайте это высокопарной фразой, но всегда хотел нести социальную нагрузку, бескорыстно помогать начинающим футболистам. Я не забыл, как сам начинал свой путь в футболе. Первые два турнира прошли в Тюмени, а третий я провел в Тобольске.
- Почему?
- Год назад меня ждали в Тюмени. Наверное, это был самый логичный вариант продолжения карьеры. «Тюмень» достаточно амбициозный клуб, стремящийся подняться в первый дивизион. Однако я выбрал Тулу.
- Что перевесило в вашем выборе?
- Не раз говорил и повторю снова: Тула – футбольный город, тренерский штаб возглавляет Дмитрий Анатольевич Аленичев. Что еще нужно, чтобы в профессиональном отношении чувствовать себя счастливым?
- Какое впечатление произвели на вас город оружейников и его болельщики?
- Здесь добрые люди. Всякие матчи у нас случались в этом году, за неудачной игрой с «Лучом» я наблюдал с трибуны. «Арсенал» проиграл 0:3, но я не услышал ни одного оскорбления. Напротив, болельщики подходили и желали удачи.
Тула – относительно небольшой, милый город. Мне нравится гулять в Белоусовском парке, в районе кремля, по проспекту Ленина. Мне вообще нравится в разных городах изучать главные улицы, их колорит.
- А ваш любимый город – это…
- …Санкт-Петербург. Не только потому, что там квартира. Там друзья. Питер - сказочный, европейский, столичный по своей сути город, город-музей. Многочисленные туристы делают его ярким и неповторимым. Можно просто наблюдать за жизнью Невского проспекта и получать от этого удовольствие. Кстати, мои питерские друзья приедут поддержать «Арсенал» в матче с «Химиком».
- Но подходит ли вам, сибиряку, «город дождей»?
- Одиннадцать лет назад, когда приехал в Питер, климат действительно был как в песне. Но последние три года зимы там что надо – солнце и 15 градусов мороза. Мне это по душе.
- Весной поболеть за вас в Тулу приезжал полузащитник московского «Спартака» Павел Яковлев.
- Паша для меня, как младший брат. Вместе поиграли в Самаре. Он приехал на апрельскую игру с «Подольем», это был очень приятный сюрприз. Поддержка друга помогла мне забить в тот вечер два мяча и сделать две голевые передачи.
На Новый год с Пашей поедем в Финляндию. Об этой стране приятные воспоминания. Как-то в отборочном матче наша молодежка обыграла финнов 5:1, я сделал дубль и результативный пас.
- Мы вспомнили апрель, а сейчас ноябрь, последняя игра года. Давайте подведем итоги 2013-го.
- Оцениваю год со знаком плюс, хотя могло бы все сложиться и несколько лучше. В этом заслуга Аленичева, который поверил в меня, бывшего гендиректора клуба Царева, оперативно заключившего контракт, всех партнеров по команде и болельщиков.
Я изменился. За предыдущий год пережил немало трудностей, проблемы в семье. В 2012-м никто не знал, почему Евгений Савин не играет в «Урале». Всякие слухи ходили. Может, пьет, пристрастился к наркотикам? Но я стал сильнее и мудрее. У меня есть внутренний стержень, Савина не сломать.
- Вы входите в число лучших снайперов ФНЛ, но болельщики ждут от вас большего.
- Пока забил 9 мячей, хорошо бы во встрече с дзержинцами довести показатель до круглого, а еще лучше – превысить показатель в 10 мячей. Но самое важное – командный успех. Все мои голы без побед «Арсенала» мало что значат.
- Каким был переход из второй лиги в ФНЛ? Голы здесь даются намного труднее?
- Забивать везде непросто. Кубковые матчи доказали, что во втором дивизионе умеют играть с представителями премьер-лиги и даже обыгрывать элиту. Все дело в эмоциях, ажиотаже, кураже. Чем выше уровень, тем больше эмоций. Вот, например, игра «Крылья Советов» - «Зенит», на трибунах в Самаре 35 тысяч человек. Разве это забудешь? В Туле тоже потрясающая атмосфера, нам грех жаловаться на недостаток эмоций.
- Вы дважды – в июле и августе - признавались автором самого красивого гола в ФНЛ. Какой вам самому больше нравится: удар через себя в игре с Хабаровском или выстрел в дальнюю «девятку» в матче с «Шинником»?
- Пожалуй, хабаровские «ножницы» острее, этот гол в числе пяти самых красивых за карьеру. Главное, что оба матча мы выиграли по делу. Сережа Игнатьев подал слева, и я удачно попал по мячу и тут же по реакции трибун понял, что забил. Попал в нижний угол. В биографии еще были «ножницы» - в кубковом матче с «Москвой». Тогда поразил верхний угол ворот.
Был еще удар со штрафного метров с тридцати пяти в матче моего «Амкара» с ФК «Москва». Но на первое место поставлю гол в составе молодежной сборной португальцам – в падении головой в дальний угол. Тот самый «угол головы» (смеется).
- Какие ваши главные козыри в игре?
- Я – игрок штрафной площади. Сыграть на опережение, с уходом принять мяч и пробить – это мое. Считаю, что неплох и в подыгрыше. Головой, правда, забиваю не так часто. В этом сезоне забил пока только «Химику».
- Вы играли в Томске, Самаре, Перми. Чего не хватает провинциальным российским клубам, чтобы составить достойную конкуренцию соперникам из двух столиц?
- Во-первых, грамотного менеджмента. Во-вторых, отстает клубная инфраструктура, слабо развита система подготовки молодых футболистов. Необходимо, чтобы в периферийных командах было больше своих воспитанников.
- Какие этапы карьеры считаете наиболее успешными?
- Пермский «Амкар» 2006-2007 годов – это дебют в элите, первые голы, вызов в молодежку и национальную команду. Словом, аванс на будущее. Самарские «Крылья», куда перешел в 2008-м, это взрослый этап, второй вызов в сборную Хиддинка.
Кстати, один из вызовов висит в рамке в моей питерской квартире.
- Что еще коллекционируете?
- Футболки друзей – Олега Иванова, Бобера, Сабитова, Дуймовича, Пеева… Бережно храню флаг «Крыльев Советов», на котором самарские болельщики написали мне пожелания, и шарф – наполовину в цветах «Амкара», наполовину в цветах «Крыльев». Это такой спецвыпуск шарфов по поводу моего перехода из Перми в Самару.
- В 2007 году вы едва не стали игроком ЦСКА.
- Об этом много сказано. Провел с армейцами пять тренировок. Переход не состоялся, и это не сломало меня. Я ни о чем не жалею.
- Какое впечатление произвел на вас Гус Хиддинк?
- Потрясающее. Говорят, что голландец везунчик, но его фарт – это награда за профессионализм. Хиддинк умеет добиваться результата. Он отменный психолог, умеет шутить, играл с нами в «квадрат». Помню, как он изобразил удивление при знакомстве со мной.
- Ты наш новый игрок? – улыбнулся Хиддинк. – Расслабься, я знаю, кто ты!
Перед Евро-2008 в сборной была суператмосфера. Это немцы могут отработать свое и спокойно разойтись, а русской душе нужен живой разговор, нам нужно общение. Все это голландец тонко уловил.
- Почему же не сложилось в сборной России?
- Хиддинк через Бородюка сказал мне: «У тебя правильный менталитет, ты много работаешь, прибавляешь, но тебе надо в топ-команду». Вот и все.
- В будущем апреле вам исполнится 30 лет. Как долго думаете огорчать вратарей соперников?
- Когда мне было двадцать, я думал, что тридцатилетние - это такие мамонты, ветераны. Но у меня есть огромная вера в себя, желание играть. Уверен, что могу лет семь как минимум выходить на поле и показывать достойный футбол. По жизни я, наверное, идеалист. Верю в бога, в добро, в близких людей, которые не подведут в трудную минуту. Смотрю на мир с открытой душой и верю, что добро, благородные поступки всегда возвращаются.
- Не возникает мыслей после игровой карьеры стать тренером?
- Тренером – нет. Вот Младен спит и видит себя в этом качестве. Уверен, что у Кашчелана все получится. А себя я вижу в роли функционера, чему еще предстоит учиться. Считаю, что клубами должны руководить люди, знающие все нюансы футбола.
- На поле вы выделяетесь не только игрой. Ирокез как бы подчеркивает знаменитый «угол головы».
- Да, голова дышит свободнее (улыбается). Просто это такое средство самовыражения.
- Почему осенью «Арсеналу» недостает стабильности?
- Одной причины, видимо, нет. Самая главная, на мой взгляд, в отсутствии опыта. Я где-то подметил хорошую мысль: каждый день подходит, чтобы изменить все. Вот и сейчас, после чувствительного фиаско в Ярославле, мы должны думать только об одном – как победить соперника из Дзержинска и достойно завершить год.
- Как реагируете на критику в свой адрес?
- С детства принял за правило: тренер всегда прав. Мое дело выходить на поле и работать на общий результат, радовать игрой болельщиков. Дмитрий Анатольевич видит во мне одного из лидеров команды, значит и спрос с меня соответствующий. «Арсенал» - один из самых профессиональных коллективов в моей карьере. Дисциплина, в том числе бытовая, ответственность у всех на высоком уровне.
Еще хочу сказать, что чем становишься старше, тем большим профессионалом необходимо быть. Я считаю, что надо жить на полную катушку, но при этом не забывать о главном – отношении к делу. Если футбол вдруг уходит на второй план, то заканчивается и все остальное.
- На досуге чему время посвящаете?
- Зимой люблю кататься на сноуборде, нравится водить автомобиль, ценю время, проведенное в кругу близких и друзей. Люблю читать, чего в юношестве не делал. В волгоградском интернате мы между собой делили параграф по истории и так и отвечали по своим частям. Сейчас, напротив, люблю погрузиться в чтение. Поучительна автобиография Роналдо, которого я считаю лучшим нападающим всех времен. У родителей Зубастика не было ни гроша, они не могли заплатить даже за его регистрацию при рождении. Но мы знаем, чего добился своим трудом и талантом Роналдо.
Иногда хочется побыть наедине с природой. Помню, как в Самаре четыре года жил на базе в одном номере с защитником Иваном Тарановым. Он рыбак, равных которому нет. Вот Ваня и вставал в шесть утра на рыбалку, в самолете, когда другие ребята фильмы смотрят или музыку слушают, он что-то в интернете узнавал новое о рыбной ловле. Но подъем в шесть утра – это не для меня (смеется).
Беседовал Евгений Овсянников