Кирилл Комбаров проводит лучший сезон в карьере. В активе защитника «Арсенала» 6 голевых передач, по этому показателю он делит второе место РФПЛ с Классоном, Перейрой, Адриано, Караденизом и Дзагоевом.
– Больше только у Промеса – 7. Готовы его подвинуть?
– Если выйду на поле, голеностоп позволит, то, конечно, постараюсь его обогнать. Это серьезная мотивация для меня.
– Как обследование? Сможете играть в ближайшее время?
– К сожалению, следующий матч [против «Анжи»] мне придется пропустить. Микроповреждение связок голеностопа, поэтому одну игру точно мимо. Сейчас у меня еще одно обследование и будет видно, что дальше. Очень расстроился.
– «Арсенал» в этом сезоне сильно прибавил. В чем главные причины?
– Первое: подбор футболистов. У нас нет недопонимания, все смотрим в одно сторону. Коллектив просто отличный. Второе: пришел Миодраг Божович. Он смог наладить игру и создать правильную атмосферу в команде. Игра поставлена, поэтому есть свобода на поле и получается больше подключаться в атаку.
– В прошлом году, когда «Арсенал» стоял на вылет, этого не было?
– Тогда было намного сложнее. До зимы мы набрали всего 12 очков, играли по совсем другой схеме. Многое не получалось, плюс давление из-за борьбы за выживание.
– В Туле стало веселее после приезда Божовича?
– Да, весь сезон на позитиве. Он себя неплохо проявляет и в этом плане – шутки шутит. Создает позитивный микроклимат. После поражений от «Динамо» и «Краснодара» он постоянно подбадривал нас.
– «В футболе, как и в сексе, доказывать надо сейчас, а не потом», – легендарная фраза Божовича.
– Таких великих фраз в «Арсенале» от него не помню, но периодически шутит на такие темы. Не будем вдаваться в подробности, они слишком пошлые.
– Слишком пошлые для интервью, но не команды?
– Для команды – нормально. Когда нужно сгладить какую-то ситуацию в коллективе, то можно пошутить жестко, пошло, ничего страшного. У нас действительно крутая атмосфера, все на позитиве.
– После «Зенита» тоже были на позитиве?
– Нет, вся команда была расстроена. Должны были выигрывать, повлияло удаление Горбатенко. Не могу сказать, что у «Зенита» были серьезные моменты, подходы. Пропустили курьезный гол в первом тайме [от Паредеса прямым ударом с углового], но не опустили руки.
– «Зенит» – принципиальный соперник? В первом круге обыграли, сейчас – чуть не обыграли.
– Для меня?
– Для вас и «Арсенала».
– Когда выходишь играть против команд из верхней части таблицы – это серьезная мотивация. Хотели доказать, что не только команды с большими деньгами могут идти высоко и показывать хороший футбол.
– Если бы такая мотивация была на все команды, а не только на топы, то «Арсенал» мог бы бороться за еврокубки. Согласны?
– С этим можно поспорить. Считаю, что у нас боевой настрой на каждую игру, есть заряд на победу. Но это футбол, не каждую игру получается выигрывать.
– В первом круге обыгрываете «Зенит», «Краснодар», а потом дома проигрываете «Амкару».
– Это история не только про «Арсенал», у многих так. Думаю, это психологический момент.
– Артем Дзюба сравнивает счет в матче с «Зенитом». О чем подумали в тот момент?
– Был очень рад за него. Мы до последнего момента не знали, сыграет он или нет. Хорошо, что сыграл и забил. Поздравил его после матча в раздевалке.
– Он тоже не знал или просто вам не говорил?
– На предыгровой тренировке, думаю, уже знал. Божович наигрывал основу и Дзюба там был, но мы не спрашивали его об этом, в общем, было понятно, что он сыграет.
– Думаете, у него получилось что-то доказать Манчини?
– Мне не кажется, что он доказывал именно Роберто Манчини. Он доказывал себе. Каждый матч сейчас важен для попадания в сборную России. Доказывает, чтобы попасть на чемпионат мира. В матче с «Зенитом» у него это получилось.
– Поддерживаете желание Дзюбы играть против своего клуба, куда ему нужно будет вернуться?
– Это спорт. А как может быть по-другому? Он что должен выходить и играть плохо, чтобы «Зенит» набрал больше очков? Нет, он выходит на поле, чтобы показать свою состоятельность, показать, что он может забивать и в других командах.
– Можно было не выходить.
– Конечно, можно, но это спортивный характер. Вышел и сделал свое дело. Уверен, что его главная мотивация – сборная России.
– Когда вы были в аренде в «Торпедо», то играли со «Спартаком». Клуб не настоял на пункте в арендном соглашении, чтобы этого не допустить?
– У меня не было такого пункта, за что я благодарен «Спартаку». Выходил и спокойно играл, не было никаких проблем.
– Напихали брату за вылет из Кубка России?
– По горячим следам не стал ему пихать, это было бы не совсем правильно, но, конечно, все расстроились. Поддержал Диму, позвонил Денису Глушакову. Обидно, что «Спартак» вылетел из Кубка в таком матче, а мы потеряли шансы на Лигу Европы.
– Вы в шоке от того, что сейчас происходит со «Спартаком»? Наверняка, видели матч с «Ахматом».
– Не сказал бы, что в шоке, но это была не лучшая игра «Спартака» в сезоне. Мягко говоря.
– Показалось, что не хватало мотивации.
– Вряд ли мотивации. Скорее бросалось в глаза физическая неготовность, какая-то перегруженность в ногах. Во многих моментах у игроков просто не было сил бежать.
– Как в «Арсенале» отреагировали, что шансов на еврокубки не осталось?
– Ажиотажа не было, собрались на базе, обсудили. Божович тоже высказался по этому поводу, сказал, что нужно собраться и провести четыре матча на уровне. У нас мотивация в любом случае есть, у многих заканчиваются контракты, кто-то в аренде. Всем нужно доказывать, чтобы, либо продлить контракт здесь, либо перейти в другой хороший клуб.
– В последнем туре у «Арсенала» – «Локомотив». Допустим, им нужна будет победа для чемпионства. Вы будете рады лишить их первого места?
– Я не буду рад лишить их первого места, но буду очень рад победе своей команды. Мы очень мотивированы, в этом не стоит сомневаться.
– Испания, Замбия, Аргентина, Кот-Д’Ивуар, Болгария, Румыния, Черногория, Грузия, Сербия – родные страны легионеров «Арсенала». С этим есть проблемы?
– Практически нет, поскольку все они общаются на русском языке. Не говорят только замбийцы, но ничего страшного. Коллектив прекрасный.
– Не раздражает такое количество легионеров в клубе?
– Нет, это не может никого раздражать в условиях здоровой конкуренции. А если приезжают толпы иностранцев и играют, как говорится… Сами понимаете, о чем я говорю. А русские ребята, которые ничем не хуже, сидят на скамейке, тогда да. Возникают конфликтные ситуации, много недовольных. У нас с иностранцами все хорошо, все они – нормальные ребята.
– Научили замбийцев материться по-русски?
– Все иностранцы, которые приезжают в Россию, учат нашу матерщину в первую очередь, остальное – потом.
– Они справляются?
– В плане матерщины – да, а вот с русским языком пока тяжело.
– Что-нибудь узнали о Замбии?
– Нет, но может когда-нибудь посчастливится туда съездить на охоту или экскурсию.
– Думаете, «посчастливится» – правильное слово касательно поездки в Замбию? Одна из беднейших стран в мире.
– Посмотреть мир – это огромное счастье. Необязательно ехать в процветающие страны, где все очень хорошо и дорого. Просто посмотреть, как живут другие люди, показать своим детям, чтобы они понимали: не все люди – богатые, есть и другая сторона жизни. Важно, чтобы они понимали, к чему нужно стремиться и какие цели ставить.
– Отпуск в Марокко планировали по этому принципу?
– Был очень сложный сезон – мне было все равно куда ехать. Выбирала жена, она очень хотела туда, поэтому решили на недельку съездить в Марокко, посмотреть, как живут люди другой культуры.
– Что скажете?
– Было очень интересно, там стерта грань между богатыми и бедными. Точнее – там практически нет среднего класса: много богатых, много бедных. Очень хотели посмотреть старый Марракеш – это вообще было нашей главной целью поездки. Много впечатлений.
– Не бесило, что местные постоянно пялятся, постоянно пристают к вам и жене?
– Второй раз бы не поехал. Первые два часа все нравится, это даже забавляет, но потом – начинает надоедать. Подбегают люди, которые якобы хотят тебе помочь, проводить, впарить какую-нибудь ерунду. Это напрягает.
– Путешествуете без детей?
– Обычно ездим с детьми, но понимали, что в Марокко им будет тяжело.
– Вы хороший отец? Остается время на воспитание детей?
– После переезда в Тулу его стало меньше. Гораздо меньше. Но когда есть свободное время, всегда еду домой в Москву.
– Не думали семью перевезти в Тулу?
– Нет такой возможности. Жена работает, дети ходят в садик.
– Три мальчика. Это трудно?
– Это огромное счастье. Третьим ребенком хотел девочку, но три мальчика – это действительно классно. Старшему интересно с младшим, а младший смотрит и пытается за ним повторять. Когда в семье один ребенок, такого нет.
– Драки приходится разнимать?
– Конфликты происходят постоянно, прямо как у нас с Димой: ругаются, а через пять минут мирятся. Из-за каждой мелочи могут подраться, а потом взять мячик и пойти играть в футбол.
– Например.
– Миллион примеров. Один сел на стул другого и начинается конфликт: «Ты сел на мой стул, а ну-ка слезай». Дальше – драка. Разнимаешь их, а потом садишься и начинаешь объяснять, что так делать нельзя.
– Жене сложно?
– Очень, но сейчас такой жизненный этап, который мы должны пройти.
– Как вы используете свободное время?
– Мое любимое занятие – взять велосипеды с детьми и пойти кататься или – мячик и поиграть с ними. Практически никуда не ездим, потому что я очень скучаю по семье и стараюсь проводить время с ними дома. Шашлыки жарим, в бане паримся. Дети обожают баню, я их веничками парю периодически.
– В Инстаграме у вас есть фото с Кубком чемпионата мира. Чувствуете, что уже скоро старт турнира?
– Конечно. Это освещается здорово, все ждем. В Туле, Домодедово, Москве и во всех других городах есть ощущение, что чемпионат мира уже совсем рядом. Все ждут и надеются, что наша сборная покажет хороший результат.
– О чем думали, когда находились рядом с трофеем?
– Первый раз в жизни увидел Кубок, его держали легенды. Хотелось прикоснуться, но он был за стеклом. Думал о том, что хочу не просто прикоснуться, а выиграть этот Кубок.
– Верите, что еще можете получить вызов от Черчесова?
– Верю и все для этого делаю, но это выбор тренера.
– Что планируете делать во время чемпионата мира, если вызова не последует?
– Поедем отдыхать с семьей, взяли путевки. Вряд ли получится сходить на стадион, сразу после отдыха начнутся сборы.
– Получается, вы не очень верите в вызов, если уже взяли путевки.
– Их в любом случае нужно было взять, я ведь не один лечу, а с целой семьей. Заранее нужно это делать, но свой билет я всегда отменю и сделаю все что угодно ради сборной.
– 31 год. Ощущаете возраст?
– Вначале мы говорили о голевых передачах, но я чувствую, что это еще не пик, он впереди. Функциональное самочувствие – прекрасное, эмоционально ощущаю себя намного моложе, поэтому верю, что впереди еще много лет карьеры. Хотел бы играть до 37-38 лет, а там уже как позволит здоровье.
– Летом заканчивается контракт. Какие мысли?
– Следующим летом.
– Transfermarkt тоже ошибается. Тогда этим летом – без движений?
– Похоже. Мне все нравится в «Арсенале», но если поступит предложение топ-клуба, то будем рассматривать. Мне очень нравится город, болельщики, команда, но важно, чтобы клуб продолжал развиваться.
– Чего нужно добиться в футболе, чтобы вы были счастливы?
– Титула. Это нужно любому спортсмену для счастья. Есть две медали – серебряная и бронзовая, но титулов пока нет. Думаю, что все впереди.
Егор Кузнец, Спортбокс