Тренер тульского "Арсенала" Игорь Семшов в интервью корреспонденту РИА Новости Михаилу Гончарову рассказал про сессию во время получения тренерской лицензии, о чувствах к московскому ЦСКА, про людей, стоящих за ограблением его дома в Подмосковье, а также об отношении к алкоголю и кальяну.
На учебной сессии хвостов не бывает
- Чем вы занимались в период между двумя сборами "Арсенала"?
- Благодаря супруге удалось сходить в МХАТ имени Горького на антрепризу по произведению Чехова. Постановка легенды театрального жанра и киноиндустрии Никиты Михалкова. Это небольшие сценки, их было штук восемь в двух актах. Может быть, кто-то любит целые спектакли, мы раньше тоже ходили и на длинные постановки. Между сборами немного так отвлеклись от футбола.
- Ого! Так вы, значит, заядлый театрал?
- Люблю, но не сказать, что заядлый поклонник. В целом в период между сборами хочется просто побыть дома.
- Заинтересованность в театральных постановках пришла с возрастом?
- Нет, в бытность игроком мы тоже ходили в театр. Время течет так быстро, что не знаешь, что будет завтра. Хочется все успеть, хочется быть разносторонним человеком.
- Наверное, советуете что-то своим игрокам?
- Наши ребята знают даже больше. Советовать, наверное, нет смысла, пусть свой досуг проводят так, как удобно.
- На первый сбор "Арсенала" вы приехали чуть позже. Из-за учебы?
- Да, занимаюсь в группе, которая учится на тренерскую категорию PRO. Помимо лекций у нас есть еще практические занятия и сессия.
- И в январе как раз сессия и была?
- Да, делали задания и даже дискутировали, ведь у каждого есть свое мнение.
- Закрыли без "хвостов"?
- У нас "хвостов" никогда не бывает (смеется). Мы не то чтобы послушные, но задания выполняем всегда. Конечно, каждый понимает, зачем он здесь. Никто не хочет подвести себя, преподавателя и место, где ты учишься.
- С вами учится Иржи Ярошик, а есть еще экс-игроки из других стран?
- Есть ребята из Казахстана, из Белоруссии.
- Получается, тренерская школа в Москве считается крутой, раз сюда едут легионеры?
- Трудно судить, крутая она или нет, но люди, которые раньше играли в России, без проблем могут пройти здесь обучение и получить лицензию.
- Когда вы станете тренером с категорией PRO?
- Последняя сессия у нас будет в мае.
- То есть к следующему сезону сможете стать главным тренером?
- Как жизнь сложится, так и будет. Пока я комфортно себя чувствую в роли старшего тренера.
- А нынешний контракт у вас когда истекает?
- У меня контракт такой же, как и у всего тренерского штаба. Подписываем на один год. Заканчивается первого июня.
- То есть, в теории окончание контракта можно связать с получением лицензии категории PRO…
- Нет, эти вещи никак не связаны. Заключать контракт на год - дело обыденное. Меня все устраивает. Если у тебя есть работа в тульском "Арсенале", значит, нужно этим гордиться.
У Лесового есть общие черты с Аршавиным
- Актуальный вопрос от болельщиков: покинет ли кто-то "Арсенал" этой зимой?
- Все на контрактах, это уже решит руководство. Конечно, если игрок получает мало игровой практики, то захочет уйти и найти место в составе другой команды. Можно уйти в аренду и доказывать той команде, в которой у тебя контракт. Тренировки - одно, а игры - другое. Все судят только по матчам. Если брать нашу страну, то мы, наверное, чемпионы мира по тренировкам! Хотелось бы, чтобы у нас было больше матчей в чемпионате. Вот в моей карьере были игроки, которые на тренировках кого только не обводили, а при выходе на матч мы, получается, играли вдесятером.
- Могли бы намекнуть про кого речь?
- Например, у нас в "Динамо" был один такой парень - младший брат Гьяна из сборной Ганы (Баффур Гьян – ред). Вот он был нападающим и на занятиях творил чудеса, а в играх пропадал.
- Тогда спрошу про игрока, который доказывает свой уровень в матчах. Как удалось преобразить Даниила Лесового, ведь он еще недавно был далеким футболистом запаса?
- Это его заслуга. Он работал и пахал. Правда, ему было тяжело некоторое время назад попасть в состав. Когда мы играли с "Уралом" в Кубке России, у нас не было игрока в линии атаки, и мы поставили его. Он воспользовался этим шансом. Вот он доказывает свое место в составе не только на тренировках, но и в играх. Даниил прислушивается к словам тренерского штаба. Он сам перевернул свою карьеру.
- Можно сравнить его с кем-нибудь из звезд российского футбола? Например, с Андреем Аршавиным?
- У них есть общие черты: дриблинг, скорость, они не боятся идти в обводку. Даниил все время хочет быть с мячом.
- В будущем он будет готов к выступлениям за сборную страны?
- Он должен сейчас вызываться в "молодежку", но в последний раз его не позвали. Очень странно это видеть с учетом того, что Даниил постоянно играет в основном составе "Арсенала". Лесовой на 100% игрок молодежной сборной. Это мое мнение. У нас мало футболистов, способных сыграть индивидуально, а он это может.
- Может быть, ему в таком возрасте стоит пробовать себя в Европе?
- Ему нужно плотно занять место в составе здесь. Сейчас он только начал, а дальше - только доказывать. Думаю, что может, конечно, почему бы и нет? С кем-то сравнивать, наверное, неправильно. У каждого своя фамилия и свой стиль. Сравнить Аршавина и Лесового можно будет только после завершения карьеры второго (смеется).
- Знаю, что среди футболистов в "Арсенале" есть штрафы за нецензурные выражения. К тренерскому штабу это не относится?
- Нет, такого нет, потому что мы не ругаемся.
- Совсем?
- Если только про себя во время матча (смеется), никто не услышит. Я считаю, что тренер вообще не может на этот лексикон переходить. Он как педагог и учитель должен общаться на нормальном языке. Да, когда идет игра, у всех есть эмоции. Я тоже могу что-то сказать, но это нормально.
- Когда были игроком, тоже вели себя сдержанно?
- Вне поля я вел себя спокойно, а на нем выкладывался без остатка. Эмоции не должны перехлестывать, но и без них у тебя вряд ли что получится. Спорт - штука агрессивная, выходя на поле, ты должен сделать все, чтобы переиграть соперника.
У Кокорина большой потенциал
- Наверняка вы знаете про ситуацию с Александром Кокориным…
- Честно, вообще не понимаю, что там происходит. Я думаю, что ему нужно весеннюю часть очень хорошо провести и не важно, в каком клубе. Это переломный момент для него, необходимо заново доказать всем, что он умеет играть.
- В вашей карьере не было подобных конфликтов с руководством?
- Такого рода ситуаций не было. В мое время, если футболист не проходил в состав, но всегда хотел играть, находили компромисс с руководством.
- Два года назад Артем Дзюба перезапустил свою карьеру в Туле. Может быть, дать шанс и Кокорину?
- Считаю, что он обязательно воспользуется предоставленным шансом. В любой команде - не важно в России или за рубежом. Я думаю, что он выйдет на тот уровень. Он - классный футболист, я играл с ним в одной команде. У него большой потенциал.
- Когда вы возвращались в "Динамо" из "Зенита", конфликта не было?
- Там была достаточно простая ситуация. Саша (Кержаков) был в "Динамо" и хотел вернуться в "Зенит", а у меня ситуация наоборот. У нас был один агент, поэтому решить этот момент было просто. Да, были сложности (с руководством), но нам этого не говорили.
Понял, что только сам могу защитить семью
- У вас есть дом в Подмосковье, и в одном из интервью вы говорили, что земля и огород для вас - нечто родное. Ухаживаете за участком?
- Может быть, со временем, когда еще постарею лет на 15, займусь саженцами и дачными обязанностями. Пока этим не занимаюсь, потому что жизнь тренера, как и футболиста, включает в себя перелеты и переезды.
- В этот дом осенью вломились неизвестные, угрожали семье и вынесли крупную сумму денег…
- Да, приятного мало.
- Где вы находились в тот день?
- Я был в Краснодаре, у нас был матч. Мне утром жена сообщила, что так произошло. Слава богу, все живы и здоровы... Я понял после этого случая одно: только ты сам можешь защитить себя и свою семью. Нельзя ни на кого надеяться. Это я лично понял.
- Как тогда должно быть иначе?
- Полиция как-то должна защищать граждан.
- Преступники жене угрожали?
- Да.
- Но в итоге просто ушли?
- Да. Повторюсь: главное - все здоровы.
- Раньше в этом районе подобные случаи были?
- Нет, такого никогда не было. В нашем районе настолько тихо, что даже иногда не закрывали двери. Все очень странно, да и много по этому поводу я говорить не могу.
- За этим кто-то мог стоять или это "левые" люди?
- Вряд ли "левые"...
Приятно играть в "Динамо" и чувствовать поддержку ЦСКА
- Вы воспитывались в школе московского ЦСКА, но во взрослой карьере толком там не заиграли. Вы когда-нибудь чувствовали себя армейцем?
- Да, всегда чувствовал. Когда я занимался в школе, в дубле, в основном составе, понимал, что есть эти цвета, есть Песчанка – все родное. Да, потом жизнь сложилась так, что лучшие годы я провел не в армейском клубе, по большому счету взрослый футбол в ЦСКА мне не покорился.
- В дальнейшем был ли вариант вернуться в ЦСКА?
- Нет, не было. В ЦСКА не стали мешать моей карьере, когда я стал ненужным. Они спокойно пошли мне навстречу, и я оказался в новой команде.
- В вашей карьере были разные клубы, какой команде вы больше принадлежите душой?
- Я им всем благодарен, потому что везде мне было комфортно. Как футболист, я больше всего реализовался в "Торпедо" и "Динамо".
- После завершения карьеры не было возможности перейти на тренерскую должность в одном из этих клубов?
- Никто не предлагал, хотя в "Торпедо" я отыграл восемь лет, а в "Динамо" - шесть с перерывом. Наверное, есть свои более достойные люди. Ничего страшного, слава богу, что я сейчас востребован в Туле благодаря (Гураму) Аджоеву и (Дмитрию) Балашову. Буду работать там, где нужен – в России это нормальная ситуация.
- Когда вы были в "Динамо", чувствовали связь с ЦСКА?
- Да, я знал, что болельщики дружат. В какой-то степени было приятно. Играть при комфортной атмосфере на трибунах без отвратительных кричалок всегда классно.
Мог переехать в Саудовскую Аравию, предлагали большие деньги
- Говорят, на закате карьеры вас звали в Саудовскую Аравию…
- Да, это правда. По состоянию здоровья я принял решение, что не хочу подводить людей.
- Это основная причина?
- Да, только здоровье. Предлагали достаточно хорошие финансы… Даже очень хорошие.
- Сколько?
- Честно сказать, не помню, но тогда я понимал, что как футболист уже исчерпал себя.
- Больше, чем было у Это'О в "Анжи"?
- Около 20 миллионов евро в год? Нет, меньше, конечно. Мне предлагали нормальную сумму. Если бы я был в форме, хотя бы процентов на 80, то поехал бы. А может быть, и здесь бы попылил. Подписать контракт, а потом этим людям в глаза смотреть? Ну зачем?
- Вы что-нибудь знали о местном чемпионате?
- Многого не знал, но что-то, так сказать, просканировал. Достаточно быстро взвесил все стороны.
- Насколько серьезно обсуждали это с семьей?
- Не обсуждали, тут я самостоятельно принимал решение.
Тимбилдинги с кальяном? Это уже лишнее
– В "Арсенале" бывают тимбилдинги?
- Только совместные ужины, обеды. Основное сплочение коллектива идет на тренировках. Многие футболисты проводят друг с другом достаточное количество времени, потому что дружат. Иногда, наоборот, хочется дать игрокам чуть больше свободы.
- Несколько лет назад вы говорили, что не любите пиво. А как сейчас?
- Не люблю. Конечно, я пробовал, я такой же человек, как и все (смеется). Тоже народ говорит: "Футболисты, а пьют! Вам же ничего нельзя". Что это значит? Нам и есть ничего нельзя? Кто-то любит вино, кто-то, не исключаю, и водку. Только надо знать, когда и сколько пить. Вот и все. У каждого есть ответственность перед семьей, перед клубом. Если карьера длится 20 лет, мы же не может не есть и не пить.
- За рубежом выпить вина – это нормально.
- Да-да, Леша Смертин рассказывал: на стол в тренерском штабе ставят спокойно, люди понимают. А у нас как-то сразу в штыки. Футболист немного выпил, значит, он сразу нажрется… Нет, конечно, это бред. Сейчас другие времена, у футболистов есть контракты, репутация.
- Но их случайно могут сфотографировать посетители, после чего начнется скандал в соцсетях...
- Бывает, снимают. Люди с ума сошли. О, увидели игрока с бокалом вина – быстрей фотографировать! Вот они, пьяницы, посмотрите! Это дешевые номера, которые я никогда не любил. Скажу так: сегодня он может делать все, что хочет, а завтра придет на тренировку и будет лучшим из лучших. Понятно, что перебирать нельзя, но игроки это прекрасно осознают.
- Вас не фотографировали вот так, из-под полы?
- Нет, я нигде не свечусь. Я же адекватный человек, понимаю, что условно вот сюда лучше не заходить. Людей злить не надо.
- С алкоголем понятно, но что скажете насчет историй футболистов и кальяна? Это общественность возбуждает не меньше.
- Сигареты ведь футболисты курят? Курят. Подымить в отпуске, почему бы нет? Я же говорю - футболисты могут делать все, главное - чтобы это не вредило тренировочному процессу. Но при этом тоже надо понимать, где и когда что делать. Если делаешь, то так, чтобы об этом никто не узнал.
- А лично у вас какое отношение к кальяну?
- Спокойное. Конечно, я пробовал. Я же не святой.
- Можно ради шутки и тимбилдинг с кальяном попробовать…
- Ну нет, это уже лишнее (смеется). Командные мероприятия афишируются. Важно, чтобы они спокойно воспринимались, а не выставлялись на всеобщее обсуждение.
Михаил Гончаров, РИА Новости