Из команд, заскочивших в верхнюю восьмерку этим летом, «Арсенал» начал новый сезон тяжелее остальных: к середине сезона Тула выиграла 3 матча из 14, граничит с зоной стыков и уже поменяла тренера. Sport24 связался с руководителем «Арсенала» Гурамом Аджоевым и узнал, почему клуб сделал ставку на Парфенова, останутся ли в Туле Рассказов с Ломовицким и как судейство в Премьер-лиге влияет на выступление российских команд в Европе.
— Текущий результат нас не может радовать, мы занимаем не свое место и обязаны провести вторую половину сезона лучше, — говорит Аджоев. — Больше всего в сегодняшней ситуации расстраивает футбол без зрителей. Это объективно, такие ограничения логичны, тут ничего не поделаешь. Хорошо, что еще на матчах нашего чемпионата заполняется хоть какая-то часть трибун, но вообще игра без болельщиков — довольно грустное зрелище. Что касается нашей команды, то, к сожалению, столкнулись с большим количеством травм. Это часть игры, от них никто не застрахован, однако это неприятно. Порадовало же больше всего отсутствие равнодушных в команде. Даже в ситуации, когда что-то не получается, мы не можем упрекнуть кого-то в отсутствии желания, старания. Такого нет и по определению не может быть в тульском «Арсенале».
— По ходу чемпионата в «Арсенале» уже поменялся главный тренер. Почему не получилось у Сергея Подпалого?
— Давайте начнем с того, что он принял команду в очень непростой момент. Был финиш прошлого чемпионата, мы потерпели пять поражений подряд, когда Подпалый стал исполняющим обязанности главного тренера. В оставшихся пяти матчах набрали 10 очков из 15 возможных и заняли восьмое место. Это хороший результат, и не очень понимаю, почему мы тогда должны были менять тренера. Шанс начать новый чемпионат тот тренерский штаб точно заслужил, поэтому и остался во главе команды.
— Но потом что-то пошло не так.
— В работе тренера ключевым критерием является результат. И когда он исчезает, то у всех начинают возникать вопросы. Что привело к такому положению дел? Думаю, тут совокупность факторов. И отсутствие полноценной подготовки к новому сезону, где-то были странные судейские решения в ключевые моменты. Большое количество травмированных, повторюсь, тоже сыграло свою роль.
Отсутствие Луценко — это, безусловно, потеря. Все-таки он один из лучших бомбардиров прошлого чемпионата. Костадинов также из-за повреждения пропустил не один и не два матча. А с Костадиновым и без него совершенно по-разному выглядит Кадири в центре поля, потому что они дополняют друг друга. Пантелеев, Ковалев и Громыко долгое время были вне тренировочного процесса и изолированы от команды из-за сомнительных тестов на коронавирус. И это только несколько примеров.
Честно говоря, в последних матчах с трудом набирали игроков для заявки на матчи. И это при том, что по ходу сезона доводилось слышать упреки, что у нас в первой команде слишком много футболистов. А на деле их не хватает. Все эти причины и привели к нескольким поражениям и как следствие смене главного тренера.
— Почему остановились на кандидатуре Парфенова? Чем он привлек и какие первые впечатления от его работы?
— Помню Парфенова еще игроком, когда он выступал за «Спартак». Естественно, были в курсе его работы в «Тосно», с которым он выиграл Кубок России. Следили за «Уралом». Конечно, общались с ним перед подписанием контракта. Никаких проблем в ходе переговоров не возникло. Первые впечатления от его работы — позитивные. Во время тренировочного процесса он не только сразу обратил внимание на слабые места, но и многое объясняет, показывает игрокам, как именно нужно устранить те или иные ошибки. Бывает, что и водит за руку футболистов по полю, показывая, что именно требуется, какие перестроения нужны, что он хочет видеть в игре. Это важно. Вижу профессиональный подход.
— Были ли другие кандидатуры на пост главного тренера?
— С кандидатами были проблемы, когда мы пришли в тульский «Арсенал» четыре года назад. Вот тогда большого количества желающих поработать тренером действительно было не много. А сейчас — после седьмого, шестого и восьмого мест по итогам трех последних чемпионатов с кандидатами проблем нет. Все же видят и знают, как развивается футбол в Туле, какое внимание команде уделяет губернатор. Сейчас ребята, которые были в команде, уходили, а теперь опять вернулись (речь про Джорджевича и Кадири — Sport24), удивляются, например, как похорошела база, сколько всего построено и сделано буквально за два года. Поэтому сюда стремятся многие. Но называть конкретные фамилии кандидатов сейчас было бы некорректно.
— Кубковые результаты Парфенова в «Урале» и «Тосно» — повод ждать такого же прорыва и в «Арсенале»?
— Время покажет. То, что команды у него всегда были боевитые и неуступчивые, это факт. Но вместе с тем и играющие. Сейчас в 1/8 финала нам достался «Зенит», который не нуждается в представлении. Тем интереснее будет проверить свои силы.
— Кстати, как вам новый формат Кубка?
— Поиск нового — это хорошо. Понятно, почему проводятся такие эксперименты, нужно поднять интерес к турниру. Но привычнее все-таки формат с играми на выбывание. Ведь именно в этом и состоит смысл кубкового соревнования. Впрочем, сейчас с 1/8 финала матчи и будут проводиться по такой схеме.
— Как коронавирус отразился на финансовой нагрузке «Арсенала»? Сократилась билетная программа, каждую неделю нужно организовывать тесты…
— Естественно, это дополнительные расходы и нагрузка на медицинский штаб, но мы справляемся. Тут никаких проблем нет. Наверное, самое болезненное для нас в этой ситуации — ограничение числа зрителей на трибунах. И даже не столько в смысле финансов и дополнительного заработка, а прежде всего в плане поддержки и праздничной атмосферы в дни игр, потому что Тула очень футбольный город. Вот это самое существенное и неприятное. Но опять же все понимают необходимость таких мер и по большому счету от футбольного клуба здесь ничего не зависит.
— Утвержден ли бюджет клуба на будущий год? Сильно ли он изменится по сравнению с 2020-м?
— Останется примерно на том же уровне. У нас в этом плане все стабильно. За это нужно поблагодарить губернатора Тульской области Алексея Дюмина, который уделяет большое внимание развитию спорта в регионе. Это касается и футбола, и других видов спорта. Как раз 18 ноября откроем еще одно футбольное поле с подогревом и трибунами на полторы тысячи мест. Прежде всего оно будет предназначено для нашей Академии, для детей. Комиссия РФС, которая принимала этот объект, была в шоке в хорошем смысле слова. В России мало где есть такие условия у Академий футбольных клубов. Рядом с этой ареной уложено еще одно тренировочное поле размером 60 на 40 метров. Все это находится на территории стадиона.
Еще мы отказались от практики заезда в гостиницу перед матчами. Перестраховываемся и по причине короновируса, а самое главное отпала такая необходимость, потому что теперь все есть на базе. Накануне матчей команда остается там. Строительство новых жилых корпусов на базе и работы на стадионе проведены за счет внебюджетных средств области. Из бюджета Тульской области мы ничего не берем. Все это делается силами футбольного клуба и его партнеров. Здесь нужно поблагодарить главу «Роснефти» Игоря Сечина, генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова, компанию «Металлоинвест» Алишера Усманова, которые очень помогают нам.
— Последний трансфер «Арсенала» — Панченко. Как появился вариант с Кириллом?
— Мы общались еще летом, когда «Динамо» не стало продлевать контракт, и он был свободным агентом. Но тогда немного не срослось — он перешел в «Тамбов». При этом у Кирилла была договоренность с руководством и соответствующий пункт в контракте: если появится предложение от клуба премьер-лиги, которое его заинтересует, Панченко сможет покинуть команду бесплатно. Так и получилось, никаких проблем не возникло. По сути он оказался там, где и должен играть.
— Есть ли в контрактах Ломовицкого и Рассказова опция выкупа? И рассчитываете ли вы, что они могут стать полноценными игроками «Арсенала»?
— Нет. В их соглашениях такого пункта нет, и после окончания аренды в Туле они вернутся в «Спартак». Что касается долгосрочной перспективы, то сейчас сложно ответить на этот вопрос. Во-первых, им нужно как следует провести этот сезон, проявить себя и регулярно подтверждать свой уровень. То есть доказывать свою состоятельность от игры к игре, а не эпизодически. И это относится не только к ним. Во-вторых, напомню, что у нас нет практически трансферного бюджета. Игроков мы не покупаем — можем рассчитывать либо на свободных агентов, либо брать футболистов в аренду.
— Почему вернули Джорджевича?
— Мы искали футболиста в группу атаки. Лука уже играл в Туле, причем успешно. Мы знаем его и как игрока, и как человека. Поэтому когда появилась возможность арендовать его у «Локомотива», воспользовались этим вариантом. Он много пропустил из травмы, сейчас вновь обретает уверенность и форму. Рассчитываем, что Джорджевич нам поможет.
— После поражения от ЦСКА вы сказали, что вам стыдно за российский футбол.
— Естественно, те слова были вызваны определенным судейским решением, но обратите внимание на количество скандальных ситуаций с участием арбитров. Их, мягко говоря, немало, поэтому проблема есть. И повторю, говорим об этом не только мы, но и другие клубы. Да взять даже наши матчи в Москве со «Спартаком» и ЦСКА: ошибочное удаление Лесового в первом случае, более чем сомнительный пенальти в игре с армейцами оказали прямое влияние на результат. А потом наши ведущие клубы выходят играть в еврокубках и видят, что судейство здесь и там отличается. Игроки падают и ждут свистка, а его нет. Поэтому не считаю правильным замалчивать проблему и обманывать самих себя.
— Безбородова, Левникова и Вилкова отстранили от работы. Это адекватная реакция?
— В такие детали погружаться уже не хотелось бы — у судей есть свои руководители. Подходы, методы работы, стратегию должны определять они: кого, как и за что наказывать. Нам же важен конечный результат. Он заключается в том, чтобы после игр не было поводов обсуждать судейские ошибки. Ведь в этих разговорах на самом деле никто не заинтересован и было бы здорово обойтись без них. Гораздо приятнее обсуждать сам футбол.
Алина Матинян, Sport24