6 августа 2014 года исполнилось бы 73 года Евгению Мефодьевичу Кучеревскому. Тренеру, с именем которого связан первый в российской истории взлёт тульского футбола.
…Это потом уже все кругом в российском чемпионате удивлялись, как это никому не пришла в голову идея пригласить на работу одного из лучших советских тренеров, при нашем-то извечном кадровом голоде. Но в момент, когда, по настоянию тогдашнего президента клуба В. Соколовского, Евгения Мефодьевича позвали в Тулу, сидел он в своем Николаеве совершенно невостребованный. Специалист, приводивший «Днепр» к золотым медалям чемпионата СССР, руководивший олимпийской сборной страны, представлявшей одну шестую часть суши. «Арсенал» же к тому моменту вместо молодых и перспективных, но так ничего и не добившихся специалистов как раз и искал именитого тренера, способного принести, наконец, победу в зональном турнире второго дивизиона. Уж очень хотелось выйти в первую лигу, о которой в городе мечтали третье десятилетие. Однако с первых дней роман у Мефодьевича, как его звали все – и коллеги, и болельщики, не особенно складывался. Это при том, что сезон не обещал быть сверхтяжелым – достойных конкурентов во второй лиге не было, а состав подобрался такой, что с легкостью потом громил в кубковых играх и представителей высшего дивизиона. Игра с «Ростсельмашем», принесшая нам победу 3:0, вообще, наверное, один из лучших матчей в истории тульского футбола. Но той весной, не пробыв и пары недель, Кучеревский вдруг решительно настроился уехать из Тулы, даже чемоданы собрал и заказал такси на вокзал, и президент клуба долго его уговаривал, рассказывая, какие у нас перспективы. Уговорил в итоге. Тем более, что по амбициям Тула тогда действительно была одной из первых в России. И задача стояла не просто выйти в первую лигу, а за один сезон потом пробиться в высшую. И Кучеревский, все в это верили, обязан был обеспечить результат.
Что бы он потом ни говорил о Туле, а «Арсенал» так и остался одной из двух команд, с которой все связывают имя этого тренера. Первая, естественно, «Днепр», который Евгений Мефодьевич сделал чемпионом Союза даже без ушедших в Киев звезд Протасова с Литовченко, и в котором с успехом работал последние годы жизни. А вторая, вне всякого сомнения, «Арсенал». С тех времен это осталось своеобразным джентльменским набором – Тула, бразильцы, Кучеревский…
Наверное, просидев долго без серьезной работы, Кучеревский в Туле тоже многому учился. Футбол-то пошел совсем другой, отличающийся от советского. И возможности другие. Всю предсезонку теперь можно было провести на побережье Атлантического океана, а кандидатов в команду тебе именно туда каждую неделю доставляли пачками в полсамолета, только выбирай. Такое барство можно было позволить себе лишь в те веселые времена. Но и тому, кому верили безгранично. Не зря ведь за три года работы Кучеревскому позволили фактически сменить три состава из очень дорогостоящих игроков.
И отношения пришли совсем другие. Вспомнить хотя бы октябрьскую игру 1998 года с нижегородским «Локомотивом», в которой железнодорожникам победа была нужна кровь из носу. Фактически в буквальном смысле. Сколько перед той игрой ходило разговоров, как криминальные опекуны команды Нижнего Новгорода стараются обеспечить необходимый в Туле победный результат. Перед самым матчем вдруг чего-то испугался и исчез из города один из лидеров «Арсенала» – Игорь Корниец. Да так исчез, что обнаружился лишь чуть не год спустя, и то на Украине. Однако команда, в которой играли чемпионы СССР и России Рамиз Мамедов, Дмитрий Кузнецов, незабываемые бразильцы и многие другие была просто выше любых договорняков, и победила 2:0. В тот момент, когда на карту была поставлена честь клуба и самих футболистов. Один мяч в той игре забил Михаил Трухлов и второй, само собой, Андрадина. Хотя у «Арсенала», в отличие от гостей, шансов на выход в высшую лигу уже практически не оставалось. Помнится, после матча кто-то из приехавших на игру москвичей стоял под трибуной с представителями тренерского штаба «Локомотива» и только руками разводил: «А что вы хотите… Там (в смысле в «Арсенале») люди, столько повидавшие в футболе…» Очень они были расстроены этими совсем не входившими в их планы 0:2.
Кучеревский учился и новым отношениям с игроками. Ведь на смену проверенным советским маклям приходило новое мышление, футболисты уже знали себе цену, оправдывать которую, однако, не всегда удавалось. Да и бразильцы оказались не столь управляемы, хотя их профессиональные качества сам Кучеревский неоднократно ставил в пример россиянам. Задолго еще до августовского кризиса, и памятных баек про то, как в Туле не платили зарплату, «Арсенал» начал кувыркаться в чемпионате, теряя очки на ровном месте. Теряя, причем, в домашних матчах. Финалом чего стала памятная игра с саратовским «Соколом», в которой после первого тайма хозяева опять проигрывали. Как рассказывают, в перерыве, зайдя в раздевалку, Кучеревский, не говоря ни слова, со злостью залепил первый подвернувшийся под руку стакан в стенку. Игроки едва успели головы убрать, а осколки полетели по всем углам. Подействовало. Тот матч на жилах команда свела вничью – 1:1. А через полтора месяца случился дефолт. И бразильцы бросались бутсами, отказывались выходить на тренировку, не понимая, как это так, что по всей стране вдруг исчезли нефтедоллары, положенные им по контракту. Кстати, ровно через год, уже при Буряке, бастовали россияне, требуя срочно вернуть заработное непосильным трудом, а вот бразильцы продолжали играть, объясняя, что у клуба и прежде были перед ними долги, но они всегда погашались. Впрочем, это совсем другая история.
Но что было не отнять, и за что прощались даже самые невероятные проигрыши, – Игра. Именно так – с большой буквы. Дома, при переполненных трибунах, наши бразильцы действительно творили подчас чудеса. С командами, с которыми и сейчас за честь будет сыграть вничью многим клубам. Обыгрывали тогда и «Кубань», и «Томь», дома не оставили камня на камне от обороны казанского «Рубина» и только набиравшего силу махачкалинского «Анжи». А победа в кубковой встрече над московским «Торпедо»! А феерические 4:1 с хет-триком Андрадины в заключительной игре года с «Металлургом», которые будущий главный тренер туляков Валерий Третьяков, руководивший тогда липецкой командой, вспоминал и через несколько лет, да и до сих пор вспоминает, наверное. А 27 забитых за сезон мячей Андрадины! Рамиз Мамедов, возвращенный в сборную страны из первой лиги, а именно – из «Арсенала». А заполненные почти под завязку на каждой игре трибуны? Разве можно забыть зрительский ажиотаж тех сезонов? В московских газетах все происходящее на нашем стадионе всерьез сравнивали тогда с обстановкой испанского чемпионата. Это – было. И тем, кто это не видел, можно только посочувствовать…
26 августа 2006 года Кучеревский ехал со своей дачи на матч дублеров днепропетровского «Днепра». «Мерседес» под его управлением выехал на встречную полосу и столкнулся с МАЗом. Бампер грузовика пробил двери автомобиля, шансов выжить у Кучеревского не было. Несмотря на то, что врачи оперативно оказались на месте ДТП, спасти тренера медики не смогли. Не приходя в сознание, он скончался в областной больнице. По одной из версий, за несколько секунд до аварии у Кучеревского случился микроинфаркт.
Вечная память...
Использованы материалы Сергея Гусева.