Черногорский форвард прекрасно знаком тульским болельщикам. В «Большом интервью» Лука рассказал, почему снова выбрал «Арсенал», как преодолел тяжелую травму и что значат для него семья и рождение сына.
- Лука, античные философы утверждали, что в одну реку нельзя войти дважды. А вы уже в третий раз арендованы «Арсеналом»...
- Смотрю на это, как на три отдельные истории. В первый раз, это сезон-2017/18, главным тренером был черногорский специалист Миодраг Божович. В то время я засиделся в запасе «Зенита», мне очень нужно было играть. Поступали предложения из нескольких клубов в России, но я понял, что надо ехать в Тулу. После первого года в «Арсенале» были хорошие впечатления, подумал, что ничего не надо менять. Так началась новая аренда, и получилось еще лучше. Сейчас другая ситуация – права на меня принадлежат «Локомотиву». Я много пропустил из-за тяжелой травмы. Когда пришлось выбирать, я подумал, что в Туле будет легче вернуться в футбол. Я все здесь знаю, мне все понятно, провел в «Арсенале» два прекрасных года. Так что мой выбор логичен.
- Есть такой детективный фильм «Возвращение святого Луки» - о похищении картины нидерландского художника Франса Хальса.
- Не смотрел, но хочу сказать, что я не святой Лука. Я просто парень, который всю жизнь в футболе – прошел в карьере много хорошего и плохого. Стремлюсь добиться результата, потому что с семи лет в этом виде спорта. Всегда думаю о том, как прогрессировать, играть лучше и добиваться побед, чтобы в конце карьеры сказать самому себе, что не зря выходил на поле.
- Вам 26 лет. Что это за возраст для профессионального игрока?
- Чувствую себя опытным футболистом. За те 8-9 лет, которые играю за границей, можно, наверное, книгу написать: всяких людей встречал – хороших и не очень, пережил тяжелые моменты. Сейчас у меня семья, растет ребенок, я готов к тому, чтобы продолжать расти.
- Может, действительно напишете книгу?
- Не думал об этом всерьез, но она могла бы получиться интересной.
- Русский язык тоже совершенствуете. Это заметно по нашему интервью.
- Когда есть свободное время, смотрю в интернете старые записи с моими интервью в «Арсенале» и «Зените». Это тяжелое зрелище, хоть глаза закрывай (смеется). Про себя думаю: Лука, что ты говоришь? Но в марте, когда чемпионат остановили из-за коронавируса, снова начал брать уроки русского. Буквально вчера был урок, завтра еще один. Занимаюсь онлайн с профессором из Боснии, которая долго работает в России.
- Какой сезон из двух предыдущих в Туле для вас наиболее памятный?
- В «Зените» не удалось зацепиться в стартовом составе в сезоне-2017/18, в Туле я начал очень хорошо – забивал, первые полгода чувствовал себя важной частью команды. Однако вторая часть не удалась: мало играл, преследовали травмы. А вот следующий чемпионат - самый лучший в карьере. В премьер-лиге забил 7 мячей и сделал 4 ассиста. Я чувствовал себя прекрасно – игра шла, у нас были отличный коллектив и тренерский штаб.
- Каким увидели «Арсенал» сейчас? Как вас встретили?
- Встретили очень хорошо, я многих знаю. Познакомился с новыми ребятами, есть общение и на поле, и за полем. Сейчас трудная турнирная ситуация, поменялся тренер. Уверен, с Дмитрием Парфеновым будем лучше понимать друг друга в игре. Нам нужно еще некоторое время, но прямо сейчас могу сказать, что у этой команды есть важное качество – мы не пугаемся никого из соперников.
- В каждом из предыдущих сезонов РПЛ в «Арсенале» вы забивали по 7 мячей. В этом чемпионате отличились один раз. Реально выполнить свою норму?
- Ну первый сезон был неполный, наверняка забил бы больше. Что касается второго года, то с учетом Кубка получается 9 мячей. Считаю, что нельзя про них забывать. Для нашей команды выход в полуфинал Кубка стал достижением, и мне приятно думать, что я в этом помог.
- Матч с «Локомотивом» стал для вас 50-м за «Арсенал» в РПЛ. А самый первый в красно-желтой команде помните?
- Это игра со «СКА Хабаровск», вышел в перерыве. У меня не было голевых моментов, но несколько раз вскрыл оборону на фланге, сделал пас под удар Горану, создал момент для Шевченко. Но победный мяч забил Ткач (Сергей Ткачев – прим. ред.) со штрафного.
- Кого вы заменили?
- Расича.
- Все точно.
- Да, свои игры помню во всех деталях.
- После матчей долго прокручиваете в голове игровые моменты?
- Раньше пяти утра не засыпаю. Болельщики иногда думают, что мы играем в футбол, зарабатываем большие деньги, а после игры нас уже ничего не касается. На самом деле футбол – моя жизнь. Выиграли или проиграли – эмоций столько, что не могу успокоиться, моменты в голове не дают уснуть.
- Какой гол можно считать визитной карточкой Луки – удар скорпиона с «Оренбургом» или эффектный гол головой с паса Хагуша в Грозном?
- И то, и другое. Но я бы еще отметил победный гол «Крыльям Советов» в Самаре. Нам удалась комбинация в касание, Ткач вывел меня на удар, я подсек мяч над вратарем.
- Покинув «Арсенал» весной 2019-го, часто о нем вспоминали?
- Конечно. С отцом Желько, в прошлом он работал спортивным журналистом и комментатором, обсуждаем эти сезоны. Папа нередко приезжал в Тулу, хорошо помним все моменты. Очень благодарен руководству «Арсенала» за все время, проведенное в Туле. Сейчас стараюсь помочь команде и снова радовать болельщиков.
- Куда пропал ваш товарищ Ожегович, обещавший показать себя во всем блеске весной 2019-го?
- После «Арсенала» Огнен поехал во вторую немецкую бундеслигу, но за «Дармштадт» не играл. Сейчас он в первой лиге Турции, забивает.
- Недавно «Арсенал» возглавил Дмитрий Парфенов. Он для вас уже пятый тренер в Туле после Божовича, Кононова, Черевченко и Подпалого.
- Каждый коуч со своим подходом. Я доволен, как у нас проходят тренировки, как ребята их воспринимают. Скоро мы покажем на поле все, что умеем. Болельщики не должны переживать.
- С Парфеновым не обсуждали те матчи, когда «Арсенал» не мог выиграть у его прежних команд «Тосно» и «Урала»?
- У нас впереди много важной работы, так что пока не до обсуждений. Но мы, конечно, помним и обе игры с «Тосно», и матчи чемпионата и Кубка с «Уралом». Нам тогда казалось, что все получится, что играем хорошо, но результат не радовал.
- Сейчас в 1/8 финала Кубка России наш соперник «Зенит». «Арсеналу» выпал суровый жребий.
- «Зенит» в последние годы лучшая команда страны, да еще игра на выезде. Но нашему клубу надо расти, добиваться высоких результатов, в перспективе выиграть Кубок. Игра нескоро, в следующем году. Будем готовиться, в Кубке все возможно.
- Тем более, что «Арсенал» шесть лет назад уже выбивал «Зенит» из розыгрыша.
- Я знаю, Тула проигрывала 0:2, но победила 3:2. У петербуржцев один из мячей забил мой знакомый Милан Родич.
- Лицевой счет в этом году открыли в матче с ЦСКА. Хорошая получилась контратака, чего не скажешь о результате игры.
- Знаю, что в России забить Акинфееву особенно почетно. Но не в первый раз я это сделал (Лука забил в ворота ЦСКА в марте 2019 года в Грозном – прим. ред.) Акинфеев известен как многолетний первый голкипер сборной России. Но нам эту игру тяжело вспоминать, у нас ничего не получалось. Мне было важно забить после большого перерыва, чтобы почувствовать уверенность. Счет стал 3:1, было еще минут двадцать. Надежда вернулась, но ненадолго.
- Когда перешли в «Локомотив», могли отличиться в домашней встрече с «Ростовом». Но в компенсированное время гостей невероятным образом выручил защитник Чернов, на ленточке заблокировавший ваш удар.
- Чернов был уже на траве, я остановил мяч, видел, что защитник прыгает под удар… Психологически тяжелый момент для меня. В новом клубе это была моя третья игра, мы проиграли – никто не поддержал меня, кроме близких. После этого четыре тура не выходил на поле, а затем получил тяжелую травму. Из таких сложных ситуаций надо извлекать уроки, становиться сильнее.
- Черная полоса в карьере – травма «крестов» в октябре 2019 года. Сколько времени оставались вне футбола?
- Ровно год. 18 октября 2019 года вышел на матч с «Ахматом» с первых минут, отдал голевую передачу, мы вели, но еще до перерыва случился этот момент. Игрок покатился под меня, я прыгнул через него, а когда приземлился, колено ушло внутрь, что-то щелкнуло, почувствовал боль. Сразу понял, что-то неладное. Когда была возможность посмотреть это на видео, понял, что, скорее всего, порвал крестообразные связки колена. До возвращения в общую группу прошло семь с половиной месяцев, но… на первой же после возвращения тренировке травмировал бедро. И еще на три месяца я оказался в лазарете. 18 октября этого года я сыграл с «Уралом» за «Арсенал» - это был мой первый выход на поле. Все позади, знаю, что испытания сделали меня сильнее: я прошел самую тяжелую травму в футболе и снова играю.
- Где делали операцию по поводу «крестов»?
- В Барселоне. Там остался на три недели, потом на полмесяца уехал в Москву, затем - в Черногорию. Туда приезжал физиотерапевт из Барселоны на три недели, затем я возвращался в Испанию.
- Как шло восстановление, кто поддерживал психологически?
- Первые десять дней – боль. Когда стало легче двигаться, папа приехал, жена Йована была со мной в Барселоне. В Москву приезжали жена с мамой, много общался в родной Будве с бабушками и дедушками. Их поддержка мне помогла.
- Позвольте поздравить вас с женитьбой. Где сыграли свадьбу?
- Так свадьбы еще не было, пандемия не позволила. Хотели зимой, то есть в начале этого года, но тогда с коленом было не все в порядке. Будущей зимой? Но в Черногории сейчас все закрыто. Мы только зарегистрировали брак в Москве в декабре 2019 года. В загсе расписались, были… как их называют? Свидетели. Приехали лучшие друзья из Черногории.
- Пандемия пандемией, а в этом году вы стали папой.
- Этот год счастливый для меня, а рождение сына - главное событие в жизни. Кажется, год длится, как пять лет, а потом вспомню, что Матея родился, значит все отлично, все в порядке. Сын родился 10 мая, хотя надеялись на 9 мая, День Победы. Но в этом году 10 мая отмечался международный День матери, тоже хорошо. Думали, что приедут родители, помогут, но никто не смог из-за закрытых границ. В это время не было тренировок, я все время находился рядом с женой, присутствовал на родах, держал Йовану за руку. У меня столько впечатлений! Мы должны быть благодарны своим мамам, которым суждено пройти через такие моменты.
- Знали, что будет мальчик, имя заранее подобрали?
- Имя Матея не очень часто встречается в моей стране, но в детстве моим любимым игроком был Матея Кежман. Это имя Йоване тоже нравится.
- Как вы познакомились с будущей супругой?
- Это было восемь лет назад. Познакомились в Подгорице, столице Черногории. Ее брат, его зовут Йован, играл со мной в «Могрене», сейчас он выступает за венгерский «Уйпешт». Тогда я не знал, что у Йована есть такая красивая сестра. Но через фейсбук мы нашли друг друга и решили познакомиться. Для нас это романтичная история.
- Кто по профессии Йована?
- Она закончила Государственный университет Черногории, факультет туризма в Которе. Когда Матея подрастет, Йована будет работать в нашем семейном бизнесе, в гостинице. Туризм в Черногории очень хорошая работа.
- А свадьбу когда сыграете?
- Когда победим ковид-2019. Лет через тридцать (смеется). Черногорские свадьбы бывают разные: можно и пятьсот человек пригласить, а можно и в узком кругу провести. Мы еще не решили, как будет у нас.
- Рождение ребенка сильно вас изменило?
- Все поменялось к лучшему. Когда приезжаешь домой, тебя встречает улыбка малыша. Были тяжелые моменты, особенно после поражений, но увидишь Матею – это как дополнительная инъекция счастья в доме. А в остальном я тот же.
- Качаете сына на руках, поете колыбельную?
- Все делаю. У нас есть игрушка – крокодил Гена, нажимаю на него и звучит песенка: «Путь бегут неуклюже пешеходы по лужам…»
- Лука, вернемся к футболу. Как играть без зрителей? Чувствуете, что не хватает болельщиков на трибунах?
- Когда вообще нет людей, смотрится очень грустно. Нам, футболистам, тяжело. Мы привыкли к давлению трибун, оно мотивирует. Но в России еще есть зрители, есть шум трибун. Пусть хотя бы так оставят, а потихонечку все вернется в норму.
- Когда в последний раз играли за национальную команду?
- Даже не помню, очень давно. Желание играть за Черногорию есть, но оно должно быть и со стороны федерации. Вызова пока нет, хотя я восстановился.
- Время как будто сместилось: Евро-2020 будет проходить в 2021 году. Високосный год в России считается тяжелым, в Черногории тоже так думают?
- Я не верю в приметы. Вся эта ситуация с коронавирусом похожа на абсурд. Каждому из нас надо понять, как вести себя в подобных ситуациях. Надеюсь, когда пандемия закончится, люди будут уважительно относиться друг к другу и как минимум будут продолжать мыть руки.
- 2020-й заканчивается, есть планы на Новый год?
- Мы никуда не поедем, только домой в Черногорию. Бабушки и дедушки еще не познакомились с ребенком. Они очень ждут 17-18 декабря, когда мы будем в Будве. Я волнуюсь, что для них это будет такой положительный, но все же стресс.
- А пока ваша семья в Туле.
- Пожалуй, здесь безопаснее, чем в Москве, которая считается эпицентром ковида. Иногда я хожу в магазин, но у нас есть прекрасная няня. Когда есть время, гуляем с малышом в парке.
- В Россию вот-вот придет зима, как переносите холода?
- Для Йованы тяжело, она никогда не играла в футбол при минус 15 (улыбается). Первые дни, когда с нуля температура идет вниз, мне тоже не очень комфортно. Но на поле это не чувствуется. Самая неприятная с точки зрения погоды игра была в декабре в Туле со «Спартаком» три года назад. Снег с дождем, ветер… Проиграли 0:1, Глушаков забил на последней минуте. Минуте на 15-й я упал на газон – весь мокрый, дует ветер. Даже сейчас мне становится не по себе, бррр!
- В тот же вечер была жеребьевка чемпионата мира в России, а на матче присутствовал разведчик из «Ливерпуля», ближайшего соперника «Спартака» в Лиге чемпионов.
- Я же говорю - тяжелый день (улыбается).
- У «Арсенала» один за другим матчи с «Локомотивом» и «Зенитом» – какой соперник для вас более принципиален?
- «Локомотив».
- В Черкизове все решил странный пенальти. По общему мнению, «Арсенал» не заслужил поражения.
- С первых минут вышли заряженными на борьбу, хотели показать, что занимаем не свое место в таблице. Но пропустили нелепый гол…
- Чем можно объяснить, что, проведя полматча в большинстве, мы лишь три раза попали в створ ворот?
- Во втором тайме владели мячом и инициативой, но «Локомотив» плотно оборонялся, не давал возможности приблизиться к воротам. Нам еще предстоит поработать над проникающими передачами. Надо вообще много работать на тренировках.
- На десерт расскажите какую-нибудь забавную историю.
- О России? Бранислав Иванович рассказывал о своих впечатлениях, когда он только приехал в «Зенит». Эта фраза хорошо описывает, как русский человек ведет себя за рулем. У Ивановича первое время был водитель, и Бранислав спросил его во время движения, нельзя ли развернуться в определенном месте. Водитель ответил: «Нельзя, но если очень хочется, то можно» (смеется).
Беседовал Евгений Овсянников