Разговор с 32-летним вратарем Максимом Кликиным начался с того, с чего, наверное, и должен был начаться. С воспоминаний об игре Максима за «Арсенал» в сезонах 2003 и 2004 годов. Кстати, десять лет назад наш герой установил рекорд тульского футбола: 757 игровых минут подряд не пропускал ни одного мяча.
- Максим, как сами считаете, сильно изменились за эти десять лет?
- В профессиональном плане стал более опытным, поменялось отношение к делу. В житейском смысле тоже много перемен. Появилась семья – супругу зовут Инна, она дизайнер интерьера, сынишке Матвею уже пять лет.
- А что не изменилось в Туле с тех пор?
- Дороги (смеется). Нет, в последнее время и за них взялись. Тула строится, меняется облик города, который для меня, москвича, успел стать родным. Не изменились болельщики. «Арсенал» всегда любили, но сейчас, как мне кажется, прибавилось молодежи. На стадион ходят целыми семьями – это радует.
- База теперь у «Арсенала» другая. Грумант называли тульским Миланелло. Шикарное было местечко, там даже соловьи пели.
- Согласен, но наш уютный «Желдормаш» имеет свои плюсы. До центра города недалеко. Главное – атмосфера в коллективе, а с этим у нас нет проблем. Так что грех жаловаться на новую обстановку.
- С кем поддерживаете отношения из того «Арсенала»?
- Защитник Саша Буров – крестный моего Матвея. Мы также вместе играли во втором дивизионе за «Мострансгаз».
- Кстати, что это за команда такая была, из которой вы в первый раз пришли в Тулу?
- «Мострансгаз» базировался в самом центре столицы, на Курской. На базе - тренировочное поле и гостиница, а матчи проходили в подмосковном Селятино. На Курской также готовилась юношеская сборная России 1986 года, с которой работал Андрей Чернышов.
- В первом дивизионе вы играли за «Арсенал» в 2004 году. ФНЛ образца 2013-го качественно отличается от того, чтобы было девять лет назад?
- Класс соперников стал более ровным. Клубы первой пятерки не слишком выделяются на фоне остальных, каждый может отобрать очки у каждого. В целом, на мой взгляд, уровень игры в ФНЛ вырос. И еще отмечу, что футбол в первом дивизионе стал чище, меньше закулисных сделок, договорняков и прочей грязи.
- «Арсенал» - первая команда с амбициями в вашей карьере.
- Можно сказать, мой первый шаг в большом футболе. Правда, начал я в 2003-м с поражения во втором туре на поле «Петротреста» - 0:1. С опытным коллегой Славой Крыкановым мы играли по очереди. Тренер Третьяков, видимо, оценивал нас как равных. Кстати, занятия под началом Валерия Михайловича мне нравились. У Третьякова все было разложено по полочкам, мы выходили на матч и знали, кто куда побежит и отдаст передачу.
- А эта ваша впечатляющая сухая серия из семи полных матчей и еще двух «кусочков» летом 2003 года когда будет побита?
- Вечных рекордов не бывает. Когда-нибудь падет и этот. Но хочется самому обновить рекорд. Впрочем, особой ревности к Владимирычу (так Максим называет своего старшего товарища по амплуа Александра Филимонова – прим. Е.О.) не испытываю. Если ему удастся дольше продержаться сухим, значит это пойдет на пользу команде. А это главное.
- Прежде тульский клуб не раз упрекали в отсутствии финансовой дисциплины. Вы это почувствовали на себе?
- В 2003 году все было в порядке. Проблемы начались в следующем сезоне. «Арсенал» в итоге занял 13-е место из 22 участников в первом дивизионе – очень даже неплохой результат при тех проблемах, которые навалились на клуб. Нам не платили полгода! В контрактах были прописаны бонусы за пятое место, однако в последнем туре мы проиграли в Липецке и остались в середине таблицы.
- Болельщикам памятна победа в 2004 году над свежеиспеченным обладателем Кубка России «Тереком». Ходили разговоры, что на «Арсенал» тогда могли надавить.
- Слухи были разные, а мы в сложном матче обыграли «Терек» - 1:0. Приятно отстоять в такой игре «на ноль», в самой концовке забил Сережа Коровушкин. О всяких околофутбольных делах рассуждать не хочу, потому что не забылся скандал с Косоговым, который в тот сезон был вторым тренером «Арсенала». Позднее Косогов стал откровенничать, чего в нашем футбольном сообществе, мягко говоря, не поняли.
- «Арсенал» после сезона 2004 года добровольно отказался от выступлений в первом дивизионе, а вы оказались в премьер-лиге в ФК «Москва».
- Меня в Туле все устраивало, готов был остаться, но, сами понимаете, в той ситуации не было продолжения. Если оглянуться назад, получается, что большую часть карьеры играл как раз в клубах первого дивизиона – Нижнем Новгороде, Иркутске, московском МВД, Белгороде, Воронеже.
Насчет премьер-лиги сильно сказано. В «Москве» тренировался то с основой, то с дублем, который возглавлял Слуцкий. Тогда же познакомился с Александром Филимоновым. Мы играли по тайму за резервный состав.
Помню матч открытия сезона-2005. В Лужниках легкий морозец, идет снежок, «Спартак» принимает «Москву». Владимирыч сидит в запасе, я – на трибуне, в воротах – Юрий Жевнов. При счете 0:1 судья назначил пенальти, но наш тренер не смог переиграть белоруса.
- «Наш тренер» – это Дмитрий Аленичев?
- Да, можно сказать, Дмитрий Анатольевич дал дорогу Жевнову, который в тот день поймал невероятный кураж.
В «Москве» я пробыл полсезона. После первого круга уехал в аренду в Новокузнецк, где была команда первой лиги.
- Каким сейчас увидели Филимонова?
- Владимирыч для меня не изменился с 2005-го. Пашет на тренировках, его работоспособности многие могут позавидовать.
- За полтора сезона в возрожденном «Арсенале» вы провели полностью лишь два матча, оба во втором дивизионе. Не обидно?
- Такова вратарская доля. Не опускаю руки, жду своего шанса. С Владимирычем мне интересно работать, тренировки у нас проходят разнообразно. Мне кажется, Филимонов взял из больших клубов, где играл, по чуть-чуть и добавил своего – здорово у него получается. То же могу сказать о Дмитрии Анатольевиче. Аленичев прививает «Арсеналу» умный футбол – не бей-беги, окружай ворота. Надо учиться держать мяч, дорожить им.
- Филимонов, вы и еще один опытный кипер Сергей Котов изрядно портите статистику команды по среднему возрасту. С вратарской троицей «Арсенал» выглядит намного старше.
- Вратари с опытом, как хорошее вино (улыбается).
- Готовы играть до 40 лет, как Владимирыч?
- Филимонов – образец для подражания. Все достижимо, было бы здоровье.
- В детстве вы сразу решили, что будете вратарем?
- Я даже не сразу понял, что футбол – это мое. Занимался футболом, потом были баскетбол и плавание, а затем вернулся в спорт №1. Семья-то у меня спортивная. Покойный отец Николай Николаевич был футболистом, играл защитником в московских «Крыльях Советов», это он направил меня в спорт. Старший брат Коля играл в нападении столичных «Крыльев». Потом мы оба перешли в школу «Динамо». А мама Нина Измаиловна спец по баскетболу. Кстати, известный баскетболист Сергей Базаревич - ее воспитанник.
- Почему все-таки сделали выбор в пользу вратарской позиции?
- Бегать не любил (смеется). Футболом был так увлечен, что пропадал в динамовском манеже дни напролет, иногда школу закалывал, благо мама как учитель физкультуры в этой же школе меня прикрывала. Разницу между «Крыльями» и «Динамо» сразу почувствовал, мне стали объяснять, когда надо руками играть, а когда лучше ногой мяч отбить и так далее.
Событием для меня, 11-летнего, мальчишки была покупка первых настоящих перчаток. Родители дали денег, и я купил у известного по играм за «Динамо» и «Спартак» Алексея Прудникова импортные перчатки. Две пары.
- С футбольной экипировкой в начале девяностых было непросто, если вспомнить, что даже за хлебом выстраивались очереди.
- Как начинающие вратари мы делали так: брали обычные кожаные перчатки и наклеивали на них накладки с пупырышками от теннисных ракеток. После прудниковских мне брат привез три пары перчаток из Италии. А уже потом в «Динамо» выдали настоящий Adidas.
- Бело-голубые всегда славились вратарской школой.
- В 16 лет позвали тренироваться с основой, а там такие люди – Андрей Сметанин, Валерий Клейменов! Тренер у нас был легендарный Николай Павлович Гонтарь. Я смотрел на них, как на богов. После тренировок меня оставлял Игорь Добровольский и отрабатывал на мне одиннадцатиметровые.
- Удавалось справиться с его ударами?
- Да вы что? Добровольский бил настолько мастерски, что у меня не было ни единого шанса.
- Почему не сложилось у вас с родным «Динамо»?
- Конкуренция была очень высокая – Саморуков, Тумилович. Был еще Мищук, входивший в олимпийскую сборную. Да и главный тренер Голодец не очень-то доверял молодежи.
В душе я остался динамовцем. Болею за бело-голубых и в футболе, и в хоккее. Надеюсь, в этом чемпионате «динамики» составят конкуренцию «Спартаку» и «Локомотиву» в борьбе за второе место.
- Согласны с утверждением, что вратари – особая каста?
- Не понимаю смысла этих слов. Верное другое: у вратаря нет права на ошибку. Если он ошибается, это, скорее всего, приводит к изменению счета.
- Назовите свой самый досадный гол.
- Что бы такое вспомнить… Ну вот был случай: в 2006-м нижегородский «Спартак» встречался в Махачкале с «Анжи». Я удачно играл, до 89-й минуты счет был 0:0. Но тут пошла передача хозяев в район углового флажка на Антипенко. Помните, был такой рослый форвард? А в районе 11-метровой отметки находились еще два игрока «Анжи». Я подумал, что сейчас последует подача и сделал три шага. Но Антипенко перехитрил меня - шведой пробил в дальний угол. Сто раз он так сделает – вряд ли попадет. А тут мяч залетел в сетку. Этот гол оказался единственным в матче и был на моей совести.
- Ваши забитые мячи в составе «Арсенала-2» - это желание проявить себя в новом качестве?
- Забил два мяча за дубль, оба – с пенальти. Первый из них в домашнем матче с Орлом год назад. Заранее решил, если назначат пенальти, пойду бить. А что? Я был уверен в своих силах, развел вратаря и мяч по разным углам.
- По-моему, это отражает ваш характер. Максим Кликин – рубаха-парень, балагур, любитель пошутить. Признайтесь, над товарищами по команде подтруниваете?
- Шутим, конечно, но всегда по-доброму. Вот Пашке Сергееву, с которым делю номер на базе, недавно устроил оригинальное блюдо. В борщ насыпал орехов.
- Кешью или грецких, которыми вас регулярно потчуют?
- Нет, миндаля добавил. Паша съел, сказал, что понравилось (смеется).
- В жизни вы бываете серьезным?
- Конечно. Могу быть настойчивым в достижении цели. Со своей будущей женой, кстати, Инна – тулячка, познакомился на дискотеке в тульском клубе «Казанова». Увидел красивую девушку, решил пригласить на медленный танец. Получил отказ. Но снова пригласил… Инна для меня самая лучшая на свете! Когда мы встретились, она жила в Москве, а в Тулу приехала на экзамен. Получается, на время вернул ее домой. Пошел к будущей теще просить руки ее дочери, и мне сразу поверили. Так что я вполне серьезный человек.
- Каким поступком в жизни можете гордиться?
- Не скажу, что герой, но несколько лет назад со мной такой был случай в Москве. По соседству с моим домом живет слепой дедушка, его все в округе знают, помогают при каждой возможности. И вот я вижу, что трое незнакомцев повели старика в его подъезд. Думаю, что за дела, надо проследить. Компания уже входила в квартиру – я спросил, что надо неизвестным. Сразу понял, что эти типы из криминального мира. Наркоманы хотели обчистить квартиру слепого человека. Я пошел один на троих. Завязалась драка, на шум вышел сосед, и вдвоем мы скрутили непрошенных гостей. Дедушке потом сказал, чтобы не водил к себе случайных людей.
Беседовал Евгений Овсянников