Первый же официальный матч черногорского хавбека в составе «Арсенала» навел на мысль: существуют как бы два Кашчелана. Один - это Младен в игре, жесткий, заряженный на борьбу боец, получивший прозвище Питбуль. Совсем другой Младен вне поля - открытый и жизнерадостный человек, беседа с которым пролетела незаметно.
- Младен, поздравляем вас с успешным дебютом в российском футболе. Против «Сибири» вы были одним из лучших.
- Спасибо. Приятно начинать с победы. Но считаю, что с «Сибирью» был не самый выдающийся матч. Мы испытывали психологический прессинг, потому что первая игра при своих болельщиках всегда особенная. Главное - выиграли. Я уверен, что будем прибавлять от игры к игре.
- Каким вам показался первый дивизион России?
- Европейский футбол, есть в нем что-то от Англии. Много борьбы. Всегда надо помнить такую поговорку: если хочешь выигрывать - падаешь и встаешь, падаешь и встаешь.
- Вы категорически не любите уступать в единоборствах, и как результат - желтая карточка в первом же матче.
- Не понимаю решения арбитра. Мяч в том эпизоде был у меня на ноге, игрок «Сибири» упал, а судья через несколько секунд свистнул. Потом еще и нашему вратарю и капитану Алексу Филимонову, который пришел узнать в чем дело, дал карточку. Нет, не понимаю...
По поводу предупреждений тренер Аленичев потом сказал, что мы снова, как и в Санкт-Петербурге, получили четыре карточки. Это, конечно, очень много.
- Вам понравилась обстановка на стадионе?
- Да, в Туле отличные болельщики! Во второй немецкой бундеслиге, где я играл за «Карлсруэ», не везде столько людей ходило. Например, в Оснабрюке заметно меньше.
- На поле и вне его вы совершенно разный человек.
- Мне 30 лет. Надо найти такой баланс в жизни, чтобы было комфортно. Нельзя излишне нервничать, но играть жестко - это нормально, надо показать сопернику, кто ты есть. Вне футбола я темпераментный, принципиальный, но к собеседнику всегда отношусь с уважением.
- Вы владеете несколькими языками. Как обстоят дела с русским?
- Стараюсь пополнять свою лексику, почти все понимаю, но не всегда могу выразить это на словах. Однако есть еще язык футбола, который не требует особого перевода. «Влево», «вправо»,«за спину»,«вперед» - это я уже освоил.
- География ФНЛ - вся необъятная Россия, от Владивостока до Калининграда. Не смущают многочасовые перелеты?
- Я готов к этому. Но в Польше тоже случались долгие переезды на автобусе. Из Белостока во Вроцлав - десять-одиннадцать часов. Какая разница: время тратишь в автобусе или на борту самолета?
- Вы живете на базе «Арсенала». Вам здесь комфортно?
- Вполне. Отличная, уютная база. И вообще мне в Туле нравится, я не пожалел, что подписал контракт с тульским «Арсеналом».
- Как выглядит база «Желдормаш» по сравнению с зарубежными аналогами?
- С «Лудогорцем» трудно сравнивать. Там целый комплекс с тремя полями, бассейном и восстановительным центром - клуб патронирует один из самых богатых людей Болгарии. У польской «Ягеллонии» вообще нет базы, у них даже нет такой практики. Мы собирались в одном из отелей Белостока накануне матча, километрах в 20 от города был небольшой тренировочный лагерь. У греческого «Пантракикоса» то же самое, только лагерь был поближе к Комотини.
- Что-то вы не очень жалуете окрошку, которую подают в столовой на базе. Не нравится русская кухня?
- Нет, что вы! Здесь вкусно кормят. Просто для меня проблема состоит в холодном супе (смеется). Я привык к горячим первым блюдам. Русская кухня мне подходит, она похожа на сербскую. Вот в Польше у нас с женой Марьяной были такие гастрономические приключения! Приходим в кафе, а там шницель с малиновым джемом. Или капуста под апельсиновым соком. Или несладкий сыр с шоколадным кремом. Это все на большого любителя.
- Заметил, что к партнерам по «Арсеналу» вы обращаетесь «брате». Так принято в Черногории?
- Так говорят в Сербии и Черногории, чтобы показать уважение к собеседнику. Брате - значит брат.
- А к главному тренеру Дмитрию Аленичеву как обращаетесь?
- Честно говоря, по имени-отчеству для нас непривычно. Всегда на «вы», употребляя такие слова, как коуч и тренер (Младен произнес последнее слово тренёр.- прим. Е.О.).
- Главный тренер «Арсенала» как футболист выигрывал Лигу чемпионов...
- Знаю. Наш коуч очень авторитетный и амбициозный человек, требует от нас выигрывать в каждом матче. Я внимательно слушаю его и потом делаю пометки (при этих словах Младен достал из тумбочки большую черную тетрадь, в которой на нескольких страницах был написан текст и обозначены тактические схемы).
-Уже готовитесь к тренерской деятельности?
- Нет, пока не собираюсь завершать карьеру. Не представляю себя вне игры, а Марьяна шутит, что я готов выходить на поле до сорока лет. В тридцать чувствую себя так же, как в 26-27 лет. Меня пугали, что пропадет скорость и резкость, но все не так. Просто меньше начинаешь суетиться, но больше стараешься думать, приходят опыт и мудрость.
- Если Дмитрий Аленичев настраивает на победу в каждом матче, значит «Арсеналу» прямая дорога в премьер-лигу.
- Мы дебютанты первого дивизиона, пусть нас где-то недооценивают, но мы будем такими тихими фаворитами. Надо ждать своего шанса. Раньше интерес ко мне проявляли клубы Краснодара и Нижнего Новгорода, но это тоже была первая лига. А потом и те, и другие пробились в премьер-лигу. Почему бы нам не повторить их путь?
- Назовите главные успехи в своей карьере.
- С «Лудогорцем» в прошлом году выиграл чемпионат и Кубок Болгарии. В решающем матче чемпионата мы победили софийский ЦСКА. В ЛКС (Лодзь) два года признавался лучшим игроком клуба. Запомнились матчи за сборную Черногории в отборочном цикле к Евро-2012 со Швейцарией и Англией. У швейцарцев в Подгорице мы выиграли - 1:0. Я вышел на второй тайм и принял участие в голевой комбинации, которую завершил Мирко Вученич. Один из таблоидов потом написал, что Кашчелан - это тот игрок, который может переломить ход матча. С Англией на «Уэмбли» сражались до последнего. Маленькая Черногория не уступила одной из ведущих сборных Европы - 0:0. Я снова вышел на замену. После пришло приглашение от «Лестера», выступавшего в чемпионшипе, но «Ягеллония», которой я принадлежал, не отпустила в Англию.
- Любопытно, как бы могла сложиться ваша судьба, окажись вы в основном составе клуба немецкой бундеслиги?
- Я играл за «Бокель» из родного городка Котор и юношескую сборную Югославии, когда поступило предложение о переходе в «Герту» от тренера Юргена Рёбера. Берлинцы в начале века играли сильно. Но в аэропорту Мюнхена узнал, что тренер «Герты» сменился, а преемник Рёбера не проявил ко мне интереса. Так в девятнадцать лет я оказался в молодежной команде дортмундской «Боруссии».
- Состав у желто-черных был просто потрясающий - Марсио Аморозо, Кель, Ройтер, Коллер, Росицки, Деде...
- К счастью, они не производили впечатления звезд, к которым нельзя подойти и поговорить. Лидеры «Боруссии» помогали мне, оказавшись открытыми людьми. Однако, однажды на разминке произошел такой случай. Команда играла в «волейбол» - перебрасывали мяч головой. Штефан Ройтер, живая икона «Боруссии», упал после прыжка, а главный тренер Матиасс Заммер сразу закончил тренировку. Так он оберегал своего знаменитого защитника.
- Если выпадает свободное время, чему его посвящаете?
- Мы с Марьяной любим путешествовать. Еще я киноман, могу за день посмотреть два-три фильма. Ну и морская рыбалка, конечно. Блинкером не пользуюсь, держу удочку в руках. В последнее время в Греции удалось пару раз порыбачить.
- Вы объездили всю Европу. Сравните разные культуры.
- Брюссель, Париж, Лондон, Вена, Мюнхен, Прага... Везде встречаешь новых людей, всегда интересно узнать, чем они живут, что для них самое важное. Немцы, оставили впечатление холодных людей, прагматиков, греки, напротив, - очень веселый и беззаботный народ. Россияне, на мой взгляд, по менталитету близки к сербам и черногорцам, у нас много общего.
- На примере первых клубов в карьере можно проследить новейшую историю вашей страны.
- Все менялось на глазах. За «Бокель» играл в первенстве Югославии, за белградский ОФК - в чемпионате Сербии иЧерногории, а за столичный «Вождовац» уже в чемпионате Сербии. Мы пережили много трудных моментов: в начале 90-х война в Боснии, эмбарго, очереди за хлебом и сахаром, дефицит бензина. Потом была бомбежка Югославии. 16-летним школьником я слышал вой сирен перед авианалетом НАТО. Моя страна прошла через новые испытания - безработицу, иммиграцию, низкие социальные пособия. Но в итоге мы стали сильнее.
- Младен, расскажите о Черногории и о Которе, в котором выросли.
- Однажды где-то прочитал, что Ирландию, Японию и Черногорию объединяет один девиз: гордость важнее жизни. Наверное, так оно и есть. Мы - честная нация и не держим камня за пазухой. Такие традиции были заложены более старшими поколениями, молодежь, может, несколько иначе мыслит, но в целом придерживается этих правил. У нас развит туристический бизнес, люди радушны и гостеприимны. Черногория экологически безупречная страна: горный воздух, воду можно пить прямо из крана. А маленький Котор на побережье Адриатического моря - чудесное место! Здесь правили Древний Рим и Византия. Старый Котор с крепостной стеной, множеством церквей и рынков, находится под охраной ЮНЕСКО. Пусть к нам чаще приезжают туляки, уверен, им понравится!
Беседовал Евгений Овсянников