Ровно год назад замбийский футболист переехал из "Лилля" на правах аренды в "Арсенал". С тех пор он стал ключевым защитником тульской команды, а в нынешнем сезоне помогает ей творить сенсации: обыгрывать ЦСКА, "Зенит" и "Краснодар". В интервью "СЭ" Сунзу рассказал о своем футбольном пути: позднем поступлении в академию, главной победе в карьере, интересе со стороны лондонского "Арсенала", жизни в России и многом другом.
Детство. В футбольную академию я пришел только в 11 лет. До этого даже не задумывался о карьере профессионального спортсмена. Жил с родителями, помогал им по дому, учился в школе. А мяч гонял с друзьями на улице исключительно ради удовольствия. Потом же ряд моих знакомых поступили в футбольную школу, я заинтересовался и решил составить им компанию. Так все и завертелось. Кстати, мой отец тоже был футболистом, играл в профессиональных замбийских клубах. Амплуа – вратарь. Еще спортивную карьеру построил один из старших братьев, он выступал в Тунисе. Сейчас, когда появились финансовые возможности, я помогаю своей первой академии: покупаю ребятам бутсы, мячи, экипировку.
Замбия и колдуны. Некоторые европейцы ошибочно думают, что в Африке везде разруха, а во многих странах идут войны. Но у меня в Замбии все всегда было тихо и спокойно. Я жил в хороших условиях и не могу жаловаться. Еще один глупый стереотип – об искренней вере всех жителей в потусторонние силы. Скажу так: культуры и обычаи везде разные. На Западе континента они одни, у нас, на Юге, – другие. Если какие-то сборные прибегают к услугам колдунов, то мы, замбийцы, от всего этого далеки. Для нас нет никакой магии в спорте! Я в нее точно не верю. Если бы все было так легко, можно былобы не тренироваться, не играть, а просто наколдовать себе Кубок мира.
Триумф на Кубке Африки. В 2012-м мы сенсационно выиграли этот турнир, оказавшись сильнее Кот-д'Ивуара в серии 11-метровых. Это – настоящее счастье для всей страны, ведь сборная впервые добилась такого. Звездные ивуарийцы с знаменитыми футболистами в составе тогда считались очевидными фаворитами. Наверное, они и сами думали, что легко справятся с "какой-то Замбией". А мы на славу потрудились перед решающей игрой и настроились на нее как на последний бой. Это высшая точка моей карьеры и самый памятный матч. Хотя за пару лет до этого в составе "Мазембе" я еще побеждал в африканской Лиге чемпионов, что тоже стало огромным успехом. А в финале Кубка Африки-2012 я забил решающий пенальти. Что чувствовал, когда подходил к мячу? Никакого страха, ведь опыт больших матчей за спиной уже имел. На родине нас чествовали как настоящих героев. Кого-то из игроков толпа качала на руках. По Лусаке команда проехалась на специальном автобусе, улицы оказались переполнены тысячами жителей. А потом был и прием у президента.
Популярность. В России меня узнают не так часто, а вот стоит приехать в Замбию и выйти из дома, начинается настоящее безумие. "Смотрите, смотрите! Это Сунзу! Это Сунзу!", – раздается со всех сторон. Люди подбегают, фотографируются, просят автографы, обнимают, желают удачи. Суперзвездой себя не считаю, но у людей иное мнение. Пройти незамеченным невозможно. Хотя это и неудивительно. Ведь, во-первых, я – игрок национальной сборной. Во-вторых, все ее футболисты стали очень популярными после победы в Кубке Африканских наций.
Нападающие. Часто получаю вопрос: как мне удалось сдержать знаменитого Дидье Дрогба в том самом финале? Это действительно было непростой задачей. Я смотрел его матчи, разбирал манеру игры, хорошо подготовился и в результате справился. Только остановил Дрогба не лично я – это сделала вся наша команда. Против Ибрагимовича во Франции сыграть не довелось. Как в 2014-м, когда я играл в "Сошо", так и в 2016-м, когда был в "Лилле", Златан перед очными матчами оказывался травмирован. Жаль, мне было бы интересно. Зато я дважды встречался лицом к лицу с Кавани. Его и считаю сильнейшим нападающим из тех, которым когда-либо противостоял. Теперь в "Арсенале" есть Дзюба. Знаю, что он считается одним из лучших российских форвардов, и на самом деле очень рад, что Артем теперь с нами. Уверен, он здорово поможет команде. Тяжело ли останавливать его на тренировках? Непросто. Но это абсолютно нормальный рабочий процесс.
Англия. В 2012-м году, после победы на Кубке Африки, меня приглашали в английскую премьер-лигу. Был интерес со стороны "Арсенала", но речь шла лишь о просмотре. И я от этого варианта отказался, поскольку параллельно появилось предложение от "Рединга". Сделал выбор именно в его пользу. Во-первых, мне сразу, без всяких тестов, предложили контракт. Во-вторых, это знакомый мне клуб, ведь я проходил просмотр в нем еще в подростковом возрасте, а его главный тренер Брайан Макдермотт имел полное представление о моих способностях. Но не срослось. Двум клубам и агентам не удалось договориться по финансовым нюансам, пришлось вернуться в "Мазембе". Спустя время я уехал уже во Францию.
Российский футбол. Мне очень нравится нынешний этап карьеры. В первую очередь потому, что в России я получил то, чего так не хватало во Франции, – стабильную игровую практику. Считаю, что футбол в вашей стране весьма высокого уровня, в нем серьезная конкуренция. Вещи, которые удивляют? Все банально: холод и снег. Больше ничего. В декабре мы, например, играли со "Спартаком" в настоящую метель. О, это было ужасно. Я безумно замерз! Это мой первый опыт игры в такую погоду, и повторять его не хотелось бы. Шучу. На самом деле, если скажут сыграть в минус 20 – выйду и сыграю. Куда деваться? Это моя работа, а я ее очень люблю. Даже в мороз. Сильнейшей российской командой считаю "Зенит". Лучшим нападающим чемпионата – бразильца из "Спартака". Кажется, его зовут Луиз Адриану. Говорю, исходя именно из собственного опыта. На себе прочувствовал, как трудно ему противостоять.
Расизм. Никогда не сталкивался с дискриминацией в России. Да, когда иду по Туле, иногда чувствую косые взгляды местных жителей. Но думаю, что это абсолютно нормально. И кроме этих взглядов, нет ничего. Никаких оскорбительных слов, ни, тем более, попыток напасть. И уханий на стадионах тоже не слышу. Хотя, если честно, не вслушиваюсь. Когда я выхожу на поле – полностью концентрируюсь на игре.
Семья и досуг. Семья у меня большая. Я рос вместе с семерыми братьями и сестрами. Сейчас осталось шесть. Один брат умер... Только не спрашивайте, что случилось, это слишком личное. Супруга и дети живут во Франции. Приезжают в Россию во время школьных каникул. Свободное время провожу дома. Слушаю музыку, смотрю фильмы, отдыхаю. В ночные клубы не хожу. И вообще не употребляю алкоголь.
"Арсенал" и текущий сезон. В этом чемпионате наша команда стала более сплоченной и дружной, чем в прошлом. Думаю, здесь и кроется главный секрет текущего успеха. Мы находимся на неплохой позиции в таблице, выиграли у многих классных соперников – "Зенита", ЦСКА, "Краснодара". Хотя я не считаю, что это подвиги. Все-таки в футболе, если отлично подготовишься и сойдутся звезды, в отдельно взятом матче можно победить любой клуб. Да хоть мадридский "Реал"! Нынешней зимой меня хотели видеть во Франции. Если конкретнее, звал "Монпелье". Еще был интерес со стороны нескольких бельгийских клубов, которые общались с агентом. Но я не захотел ничего менять, потому что не знаю, какая сложится ситуация в новых командах, буду ли там играть. А в своем будущем в "Арсенале" я уверен. Знаю, что во мне заинтересован главный тренер и я продолжу получать практику. Это самое главное! И надеюсь, что в весенней части мы продолжим начатое дело и вновь будем показывать достойный футбол. У нас есть все для этого.
Михаил Гончаров, «Спорт-Экспресс»