Какие перемены будут в «Арсенале»? Как команда готовится к матчу с ЦСКА? Все это — в первом большом интервью Myslo.ru.
- Гурам Захарович, вы ведь с футбольной Тулой столкнулись еще в качестве профессионального игрока в далеком 1984-м году…
- Да, я помню. Приезжали сюда вместе со «Спартаком» на товарищеский матч. Битком все было на стадионе. Тогда уже чувствовалось, что Тула — очень футбольный город.
- Те приятные воспоминания хоть как-то сказались, когда вы сейчас принимали предложение возглавить клуб?
- Да нет. Предложил губернатор, я согласился. Главная задача сейчас: чтобы зрители вернулись на трибуны. А для этого надо выигрывать, очки зарабатывать.
- Многие болельщики к вашему появлению в «Арсенале» отнеслись негативно. Сразу же пошла гулять история о массовом бесплатном уходе игроков из московского «Динамо», когда вы там работали.
- Во-первых, я там был спортивным директором, то есть к финансам не имел никакого отношения. Про это забывают все. И потом есть главный тренер. Вот он какого-то футболиста не видит в команде, и тот не попадает в состав. А игрок возрастной, он за время пребывания в «Динамо» не помолодел. Как мы продлим с ним контракт, если он не попадает в состав? Люди хотели сидеть и просто получать деньги. В Италии есть такой вратарь Буффон, вы о нем знаете. Ему тридцать девять, если не ошибаюсь. Он в прекрасной форме. Но он каждый год он просит, чтобы ему уменьшили зарплату. Потому что понимает — возраст.
- Это немного не российский все же вариант. Сомнительно, что у нас кто-то будет об этом просить. А вам не кажется, что в «Арсенале» сейчас немного схожая с той, динамовской, ситуация? Очень много возрастных игроков на контрактах, которых главный тренер скорее всего не видит в будущем в своей команде?
- В паспорт мы никому не смотрим, это раз. Второе — все зависит от них. Если они достойные игроки, пусть доказывают это на поле.
- Ваша карьера профессионального игрока тоже длилась достаточно долго. Вы на своем опыте можете знать, насколько для футболиста, которому за тридцать, сложно поддерживать себя в достойной форме.
- Да нет проблемы. Если ты относишься к себе правильно, то выходишь на поле и все доказываешь. Бывали времена, когда тренеры мне говорили: на сборы можешь не садиться, из дома приехать. Конечно, приятно было слышать, что тебе настолько доверяют. Но вот вам другой пример. Игнашевич — он что, хуже кого-то? Есть кто-то сильнее его в России? Поэтому если кто-то заслуживает своей игрой, с ним контракт будет продлеваться.
- Чего на ваш взгляд, сейчас не хватает «Арсеналу»? Положительных эмоций, уверенности, везения?
- Уверенности. Надо атаковать, надо забивать. Вы сами прекрасно знаете — лучшая защита — нападение. Все время обороняться очень тяжело. Ну, сорок пять минут тебе повезет, ну пятьдесят. Но рано или поздно ты устаешь, и везение заканчивается.
- Все ждут зимой кадровой революции в «Арсенале».
- Эти вопросы мне не надо задавать. Сезон не закончился, есть еще четыре игры. Надо выходить, бороться. А о том, что происходит внутри клуба, мы никому не скажем.
- Но обнадежьте, приобретения же будут?
- Будут обязательно. То, что мы кого-то будем брать — это однозначно. Конечно, желательно при этом свободных агентов.
- А где их брать, если российский чемпионат в самом разгаре. Качественного футболиста никто просто так в середине чемпионата не отпустит.
- Когда кто-то ищет, он всегда находит.
- Сейчас на сборах с «Арсеналом» тренировались два парня из Никарагуа. Что-то можно о них сказать?
- Они молодые, и очень, как мне кажется, перспективные. Но сырые еще, это игроки на будущее. А сегодня «Арсеналу» нужны футболисты, у которых есть дух победителя, поигравшие в командах, боровшихся не за выживание, а за верхние строчки в турнирной таблице.
- Выбор именно Кирьякова на пост главного тренера с чем был связан?
— Он был очень хорошим футболистом. Вы знаете, что всего два человека в России имеют международную тренерскую лицензию? Кирьяков немецкую и Черчесов — австрийскую. Сергей Вячеславович восемь лет был в Германии. В юношеской сборной очень хорошо себя проявил. Он умеет работать, надо просто дать ему возможность. Он профессионал. Чувствует, как надо общаться с каждым футболистом, найти с ним общий язык. И ребята понимают, что тренеру небезразлична их судьба. Это очень важно для футболиста. Другое дело, что пока нет достаточных возможностей, он не может ничего показать.
- То есть это еще не та команда, которую в идеале хотел бы видеть главный тренер?
- Может, он хочет чтобы «Барселона» вся сюда переехала, я не знаю. Но надо стоять на земле. Мы должны гордиться, что это наша команда, и работать, чтобы она становилась лучше. Могу сказать, что футболисты и тренеры очень хотят выйти из того турнирного положения, в котором мы оказались, и все для этого делают.
- То есть вы, как президент клуба, довольны работой главного тренера?
- Да, я доволен. Я вижу, как ребята начали играть. Иногда, конечно, они детские ошибки допускают. Но положительные сдвиги происходят. Больше стали играть в пас, двигаться, открываться. Другое дело, что пока у нас нет игроков, которые могли бы зацепиться за мяч, взять игру на себя.
- Но их же и не было.
- Вы правильно заметили. А для того, чтобы укрепиться, создать коллектив, время нужно.
- Ваше отношение к «Арсеналу-2»? В структуре клуба он необходим?
- Вы знаете, как он сыграл последний календарный матч?
- Да, знаю.
- А на каком месте находится?
- Тоже да.
- А вы знаете, сколько на эту команду тратится?
- Предполагаю, что это не самая маленькая сумма для того, кто идет на последнем месте во втором дивизионе.
- Но при этом давайте дождемся окончания чемпионата, чтобы делать выводы. Может у них что-то изменится.
- А в целом для развития клуба такая команда нужна? С учетом, что многие клубы премьер-лиги такие команды содержат.
- Это можно делать, когда у тебя есть инфраструктура. Сейчас у нас молодежка тренируется вместе с основным составом. Для чего это делается? Чтобы ребята росли. Они вместе никогда не летали не игры. Один раз только, кажется, — в Махачкалу, чтобы вместе улететь и прилететь. А мы теперь взяли чартерные рейсы и стали летать вместе, и молодежка, и основной состав. Чтобы ребята чувствовали к себе хорошее отношение, времени на дорогу не тратили, не стояли в общей очереди с другими пассажирами. Это все очень влияет на футболиста. Когда они чувствуют, что о них заботятся, относятся с уважением, они и на поле будут убиваться.
- То есть то, что молодежка в последних матчах стала показывать другие результаты, вы связываете с другим отношением к ней?
- Правильно. Они почувствовали зарплату, премиальные, которые платятся вовремя. То, что многих молодых ребят начали подтягивать к основному составу. И появилось желание доказать, что они хотят играть в Премьер-лиге в основном составе.
- Неужели только тренировки вместе, совместные полеты в чартерах могут стать определяющим фактором для того, чтобы команда начала набирать очки?
- Вот смотрите. Мы ввели сейчас в состав центрального защитника Рукаса. Он раньше сидел на скамейке. Теперь начал играть, почувствовал, что ему уделяют внимание. Хорошо на сборах себя проявил в Новогорске. Это передается другим. Футболисты молодежки они же общаются друг с другом, видят, что шанс проявить себя есть у каждого.
- При этом так называемая пирамида, о которой в Туле говорят десятилетиями, — от детского футбола к главной команде, такое ощущение, по-прежнему как была на бумаге, так и остается. Что мешает наконец заняться ее развитием?
- Так детская спортивная школа, академия не относятся к клубу «Арсенал». С этого надо начинать. Вроде в одном направлении должны все двигаться, но пока этого нет.
- Условно, ни тренера, ни директора в организации, от которых ждете будущих талантов, вы не назначаете?
- Я все время поднимаю этот вопрос. Мы хотим иметь из школ будущих футболистов, но получается, что клуб их никаким образом не финансирует. Вроде 600−700 детей занимается в академии. Может, там какой Марадона сейчас бегает, а мы не в курсе. Как будто наша хата с краю. А как нас это не касается? Это как раз нас касается. Надо чтобы мы повернулись друг к другу лицом.
- Одна из главных проблем «Арсенала», которая не настолько на виду, отсутствие собственной хорошей материально-технической базы. Это так?
- Вот вам пример. На нашем поле, где мы тренируемся, не работает подогрев. И мы эти две недели перерыва провели в Новогорске. Большое спасибо руководству московского «Динамо» за то, что нам дали возможность поработать, создали идеальные условия. Но это ведь не бесплатно. Тоже проблема.В футболе мелочей не бывает. Если хотим что-то создать, надо строить, создавать. Как в театре, где все начинается с вешалки. Когда я работал в московском «Динамо», мы были в Португалии, и нас пригласил в гости президент «Бенфики» в свой офис на стадионе. У него, оказывается, там огромный кабинет, и он этим гордится. Фотографии показывает, кто в какое время здесь играл, каких успехов добивались. А у нас куда приглашать? Ко мне люди приехали в Тулу, я их в гостиницу позвал. И удивляюсь, а как вы до этого жили? Хорошо, мэр города пошел сейчас нам навстречу, выделяют на стадионе место для кабинета. Это не значит, что я президент, и хочу каких-то благ. Это для Тулы надо обязательно, для команды. В тесную комнату никого не пригласишь, и лицо свое не покажешь, чтобы тебя уважали. Или другой пример. На базе, в комнате, где проводили установку на втором этаже, всегда ребята тесно сидели. Зато большой бильярдный стол там был. Сейчас этого бильярдного стола нет, а все ребята сидят просторно, экран монитора повернули удобнее. И все удивились: а почему до этого так не сделали? Вроде мелочи, но они очень важны.
- В «Арсенале» сейчас нет проблем с зарплатами и прочими денежными погашениями?
- Нет.
- Для команды российской премьер-лиги это ведь не такое рядовое событие.
- Конечно. Губернатор к этим вопросам очень внимательно относится, чтобы клуб ни в чем не нуждался. Когда тебе по четыре-пять месяцев не платят, ты и играть будешь соответственно.
- Вы сейчас много общаетесь с вероятными новичками, спонсорами, чувствуется, что отношение к «Арсеналу» меняется?
- Когда что-то делаешь, люди поворачиваются к тебе лицом. Многие известные в футболе люди хотят с нами дружить. Они видят, что здесь все серьезно.
- И спонсоры новые возможны?
- «Роснефть», «Ростех» уже нам очень серьезно помогают. Но есть и другие. Я пока не могу их назвать. Думаю, мы их назовем в ближайшем будущем. Естественно, в том, что они появляются — большая помощь губернатора.
- На этой неделе у «Арсенала» матч с ЦСКА. Насколько, по вашему, команда готова к этому матчу? Тем более с ЦСКА у Тулы в последнее время непростые отношения.
- Конечно, знаю об этих непростых отношениях. Но дело не в них. На все игры надо настраиваться. Хотя я общался сейчас с ребятами, сказал им: на таких командах, как «Спартак», ЦСКА, «Зенит» вы еще и имя себе зарабатываете. Сюда приедут тренер сборной России, представители РФС. Зрителей будет много. Что еще надо? Покажите, на что вы способны.
- Какие ожидания у вас от этой игры?
- Ожидания простые. На сегодня уже больше пятнадцати тысяч билетов продано. Надо показать достойный футбол. Мы же играем для зрителя. Для того и приходят люди на стадион, чтобы оценить твою игру, способности, красивый финт, голы.
- Вы так увлеченно рассказываете о будущем «Арсенала». Откуда рождаются разговоры о том, что вы зимой будете уже в «Локомотиве?
- Я сам удивляюсь. сам удивляюсь. Я – президент ФК «Арсенал» и сейчас все мои мысли связаны с этим клубом. Откуда берутся эти разговоры, даже не могу себе представить.
- То есть новости о том, что вы уходите из «Арсенала» не имеют никакого основания?
- Никакого.
- А чем вам нравится работа в Туле?
- Очень много можно сделать, поменять. Такой футбольный город не имеет права болтаться внизу, бороться за выживание. У нас все будет хорошо.
Сергей Гусев, Myslo.ru