Роберт БАУЭР: интервью для Официального журнала ПФК Арсенал

21.10.2019 16:49 2114 Пресса

С Робертом Бауэром мы договорились о встрече на тренировочной базе «Арсенала». Защитник приехал заранее, хотя путь до базы у него был не самый близкий. А наше интервью началось с вопроса о главной, пожалуй, национальной черте немцев.

- Роберт, вы всегда так пунктуальны, никогда не опаздывали, скажем, из-за дорожных пробок?

- Всегда успеваю. В жизни всякое может случиться, но если все правильно спланируешь, риск минимален.

- В Туле вы снимаете жилье за городом. Привыкли быть ближе к природе?

- В Германии, в земле Баден-Вюртемберг, живу между двумя большими городами. От Пфорцхайма, где родился, минут 15 езды, примерно столько же до Карлсруэ. Здесь дом дальше. Я в новой для себя стране, моей семье нужен комфорт, поэтому выбирали дом на природе и с хорошим садом.

- В переводе с немецкого ваша фамилия означает «крестьянин». Ваши предки действительно трудились на земле?

- Насчет родственников в Германии не уверен, но в Казахстане у нас был дом с сельским хозяйством, держали корову и кур. Хозяйство вели не только родители, но и бабушка с дедушкой. Они жили на севере республики, под Акмолинском, потом этот город стал Астаной – столицей Казахстана. А сейчас снова сменил название…

- На Нур-Султан.

- Да. Мама родилась в селе Людмиловка, папа - в селе Новосельское. Это в Атбасарском районе Акмолинской области. Оба этнические немцы. В XVIII веке Екатерина II приглашала немцев в Российскую империю, но во время Второй мировой войны Сталин депортировал их в Казахстан и другие отдаленные регионы. Он опасался, что немцы, живущие в СССР, окажутся на стороне Германии. Мои бабушка и дедушка по папиной линии родились в России, а родители мамы – в Украине. Правда, я не уверен, что они являлись стопроцентными немцами, возможно, тогда у моих предков были смешанные браки. В 1994 году моя семья, родители и две сестры, переехала в Германию, через год родился я.

- Теперь к «Арсеналу». Вы почти два месяца в команде. Для вас уже нет никаких секретов?

- Мне очень комфортно и легко в коллективе. Здесь дружественная атмосфера, ребята приветливы. Результаты пока не совсем такие, на какие мы рассчитывали. Но мы одна команда, и если будем напряженно трудиться, то добьемся результата.

- С кем можете поговорить на немецком языке?

- Кантик (Кантемир Берхамов – прим. ред.) знает пару слов. Мне лучше говорить по-русски, чтобы скорее выучить язык. Я почти все понимаю, но пока есть проблема точно выражать свои мысли.

- Что раньше знали об «Арсенале»?

- Что хорошо сыграли в прошлом сезоне и вышли в квалификацию Лиги Европы. Когда поступило предложение, стал смотреть информацию о команде и городе. Тула – город-герой. «Арсенал» нельзя назвать топ-клубом, но у нас есть потенциал, чтобы успешно выступать в премьер-лиге. Еще обратил внимание, как здорово болельщики поддерживают команду.

- Вы забили красивый гол в ворота «Урала». Для вас это лучший пока матч за «Арсенал»?

- Не уверен, что с «Уралом» была лучшая моя игра, мы не смогли победить – вот в чем вопрос. То же могу сказать о матчах с «Краснодаром» и «Локомотивом». Я нахожусь в хорошей физической форме, но знаю, что могу играть лучше, поэтому работаю над собой.

- Как раз на игре с «Уралом» на трибуне за северными воротами, в которые вы забили мяч, сидели школьники из Филлингена-Швеннингена – немецкого города-побратима Тулы. ПФК «Арсенал» пригласил их на матч. Может, это помогло состояться вашему голу?

- Школьники стали моим талисманом! (смеется) Наверное, помогло и то, что незадолго до этого матча я дал интервью «Спорт-экспрессу», а журналист пожелал мне удачи. Но если серьезно, я не верю в приметы, верю только в тяжелую работу на тренировках. Лишь она дает результат.

- Журналисты, наверное, каждый раз спрашивают вас об универсальных качествах. В «Арсенале» вы уже отметились на разных позициях. Интересно, в воротах когда-нибудь вам приходилось играть?

- Когда начинал играть в футбол, пробовал себя в разных амплуа. В «Карлсруэ» до 11 лет полгода был вратарем. В профессиональном футболе довелось играть на шести-семи позициях в обороне и средней линии. Многие полагают, что лучше выбрать одну позицию, но я считаю, что необходимо делать все для успеха команды и уметь играть на разных участках поля. Это пригодится, если кто-то получил травму или тренер хочет поменять тактику.

- Мы привыкаем видеть вас на правом фланге защиты.

- Для меня это оптимальная позиция. А также амплуа правого хавбека.

- Как вы относитесь к системе видеопомощи арбитрам? VAR уже несколько раз вносил серьезные коррективы в матчах «Арсенала».

- Отношение неоднозначное. В Германии эта система действует уже два года, привык к ней. С одной стороны, VAR делает игру более честной и справедливой, например, при определении офсайда. С другой стороны, убивает эмоции. Забиваешь гол, а потом его просматривают, возникает пауза, начинаются какие-то сомнения, и даже если гол засчитан, это уже не так эмоционально воспринимается. Расскажу один случай. В прошлом сезоне я забил за «Нюрнберг» в ворота «Аугсбурга», но VAR определил офсайд: один из наших игроков краем шевелюры «забежал» во вне игры. Было очень досадно! Нет, мне комфортнее играть без этих видеоповторов.

- В таком случае давайте вспомним историю шестилетней давности в бундеслиге. Гол-фантом в матче «Хоффенхайм» - «Байер», когда…

- … (Роберт не дает договорить) А, Кисслинг! (смеется) Удивительный случай. Он забил через дыру в боковой сетке. Судья засчитал взятие ворот, которого не было. Штефан поступил неспортивно, он же видел, что мяч шел мимо. Он должен был сказать арбитру, как было на самом деле. Конечно, с VAR ничего подобного не произошло бы.

- Как бы вы поступили на месте Кисслинга?

- Признался бы, что гола не было. На «Райн-Некар Арене» столько видеокамер, что все видно как на ладони.

- На какой клуб бундеслиги по игровому стилю похож «Арсенал»?

- (Пауза) Трудный вопрос. Мы стараемся играть в футбол, не выбивать мяч подальше, чтобы кто-то сыграл на подборе. Не могу назвать какой-то конкретный клуб. Хочется отметить, что уровень российской премьер-лиги выше, чем я ожидал, и выше, чем принято считать в Европе.

- В России вам приходится много и долго летать. Не испытываете дискомфорта?

- Никаких проблем. Я понимаю, что Россия – огромная страна. Да, мы много летаем, но на чартерах это не так утомительно. Пользоваться самолетами приходилось и в Германии. Но лететь из Бремена, например, в Мюнхен - чуть больше часа.

- Этим летом вы могли оказаться в Англии.

- У меня есть мечта играть в Англии, но пока она остается мечтой. В Британии очень быстрый футбол, много борьбы. Мне это нравится. Был интерес со стороны «Кардиффа», но в марте поменялся агент, переход не состоялся. С новым агентом стали смотреть другие варианты. Интересно, открывать другие страны, знакомиться с новой культурой.

- В 20 лет вы уже дебютировали в бундеслиге в составе «Ингольштадта». Испытывали волнение?

- Начинал во второй бундеслиге, в сезоне-2014/15 «Ингольштадт» впервые поднялся в элитный дивизион. А дебютный матч в бундеслиге был очень волнительным. В стартовом туре мы играли на выезде против «Майнца». На «Опель Арене» почти тридцать тысяч зрителей, за меня болели родные и друзья. Вышел на замену в концовке матча, который мы выиграли. К этому дню я шел все годы тренировок.

- Кто был самым опасным левым вингером, против которого играли в бундеслиге? Франк Рибери, Марко Ройс, Юлиан Брандт, Леон Бэйли или кто-то другой?

- Выберу ответ «кто-то другой» (улыбается). Кингсли Коман. В апреле этого года «Нюрнберг» принимал «Баварию». Мы сыграли 1:1. Это один из лучших матчей в моей карьере. Нравится играть против сильных соперников, чтобы они тебя не прошли, надо выкладываться на максимуме. И в России интереснее играть не против Воронежа, при всем к нему уважении, а против «Зенита».

- Самый атмосферный стадион в Германии?

- На мой взгляд, «Сигнал Идуна Парк» в Дортмунде и «Фельтинс Арена» в Гельзенкирхене. Там потрясающие болельщики.

- Виктор Скрипник – представитель советского футбола в Германии, победитель бундеслиги в составе «Вердера», затем главный тренер бременцев. Работали с ним?

- Очень короткое время. Мы слабо начали сезон-2016/17, проиграли «Баварии», «Аугсбургу», гладбахской «Боруссии», после чего Скрипника сняли. Могу сказать, что он очень приятный человек, мы общались по-русски.

- Редкий случай, когда российский специалист работает в Европе. Речь о Леониде Слуцком в Голландии. Знаете о нем?

- К сожалению, нет. Но уровень вашего футбола растет. В будущем многие русские тренеры и игроки проявят себя в европейских чемпионатах, и это будет нормальным явлением.

- Хотелось бы спросить о Сергее Кирьякове. В 90-е он немало забивал за «Карлсруэ», в молодежном составе которого вы играли, а всего пару лет назад возглавлял «Арсенал».

- Да, он был в «Арсенале»? Приятно это узнать. Я слышал о Кирьякове, но не знал о его бомбардирских достижениях, потому что был слишком маленьким в то время.

- За «Вердер» в чемпионате-2016/17 вы провели 27 матчей, забили 1 мяч и сделали 3 передачи. Этот сезон пока самый успешный в карьере?

- Соглашусь с вами, хотя в конце чемпионата получил травму голеностопа. Обычно лечение длится до полутора месяцев, но уже через две недели я стал тренироваться. И в следующем сезоне из-за этого чувствовал дискомфорт. Поступали предложения, в том числе от «Спартака». Но я хотел остаться в Бремене.

- Каким получился для вас последний сезон в Нюрнберге? Непросто ведь играть в команде-аутсайдере.

- Продолжал действовать контракт в Бремене, но возникли разногласия с тренером Кофельдтом. Хотел играть, перешел в «Нюрнберг». Все равно это полезный опыт, надо уметь проходить через испытания.

- Удивительно, но на финише сезона, когда у «Нюрнберга» практически не оставалось шансов спастись, местный стадион «Грундиг» собирал по 50 тысяч болельщиков.

- То же самое вы увидите сейчас во второй бундеслиге в Гамбурге и Штутгарте. Люди в хорошем смысле сходят с ума от футбола.

- В вашей семье тоже все болельщики? Ходили на матчи ваших команд в футболках с надписью Бауэр?

- Когда я стал играть, вся семья превратилась в группу поддержки. Некоторые приходили на игры в именных футболках, но я им говорил, что это совсем не обязательно.

- Нюрнберг, как и Тула, знаменит своими пряниками. Какие вкуснее?

- Пока тульские не пробовал. Только слышал о них.

- Любите посещать ярмарки на Рождество? Кристкиндлесмаркт в Нюрнберге - самый известный и большой рождественский базар в Германии.

- Я там был, конечно. Как-то с сестрой пообедали в маленьких домиках, отведали колбаски. Кристкиндлесмаркт действительно очень популярен, на Рождество там не протолкнуться, и вот это мне не слишком нравится.

- Вы родились на юго-западе Германии, а играли на севере страны. Где вам больше нравится?

- Погода лучше на юге, все мои друзья в Карлсруэ и Штутгарте. Поэтому мне больше по душе Баден-Вюртемберг.

- В прошлом году в России прошел чемпионат мира по футболу. Не возникло желания приехать в нашу страну и поболеть за сборную Германии?

- Да, это был очень крутой футбольный праздник. Но летом я отдыхал в Италии и Испании, лежал на пляже, а матчи смотрел по телевизору.

- В 2016 году на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро матч с Фиджи на групповом этапе завершился со счетом 10:0.

- Легче матча в моей карьере не было.

- Олимпийское серебро – самая ценная медаль в вашей коллекции?

- Я участвовал только в одном матче турнира. Конечно, для меня большая честь играть за сборную, горжусь, что есть серебряная медаль. Но все же это не те ощущения, что у тех ребят, которые провели большинство матчей. Дома есть витрина, где храню свои награды, в том числе медаль за победу во второй бундеслиге, знаки лучшего игрока матча в первой бундеслиге. Есть еще небольшая коллекция футболок друзей, около 15 штук. И моя футболка с первого матча в бундеслиге.

- Финал Олимпиады с Бразилией прошел на легендарной «Маракане»…

- Огромный стадион, сумасшедшие болельщики. Там все пропитано историей мирового футбола, на это поле выходил Пеле. В 2014 году Германия выиграла на «Маракане» Кубок мира. Но все же это старый стадион, в мире есть много куда более современных арен.

- Олимпийскую сборную Германии тренировал знаменитый Хорст Хрубеш, таранный нападающий «Гамбурга» и сборной ФРГ начало 80-х.

- Да, у него была большая карьера. Хрубеш – человек с особенной аурой. Но в моей карьере были и другие тренеры с незаурядным прошлым.

- В России очень популярен фактурный форвард Артем Дзюба. Его можно сравнить с Хрубешом?

- Внешне и по манере игры они очень похожи. Дзюба – русский Хрубеш. Такой же мощный и сильный, хорошо играет головой.

- Поддерживаете отношения с товарищем по олимпийской сборной, лучшим бомбардиром Олимпиады-2016 Сержем Гнабри?

- Конечно. Это мой хороший друг. Вместе провели сезон в Бремене, а живет Серж в Штутгарте, от меня час езды. Горжусь его выступлением за «Баварию», недавно Гнабри сделал покер в матче Лиги чемпионов с «Тоттенхэмом». Если здоровье позволит, Серж станет звездой европейского футбола.

- Гнабри играл в лондонском «Арсенале». Он знает, что вы в тульском «Арсенале»?

- Знает. Мы обмениваемся сообщениями в мессенджерах.

- Назовите главные черты вашего характера.

- Я очень амбициозен, никогда не унываю, борюсь до конца и верю в бога.

- Что прежде всего цените в других людях?

- Позитивный настрой, умение радоваться жизни. С такими людьми мне комфортно.

- Главное правило жизни Роберта Бауэра?

- «Ты должен бороться с тяжелыми днями, чтобы заработать лучшие дни в твоей жизни» - такая татуировка есть у меня. Эта фраза, которую приписывают Майку Тайсону, придавала мне сил, когда не играл из-за травмы.

- На вашем мощном торсе и руках много татуировок. Дань моде?

- Каждое тату имеет значение, начал наносить их в 21 год. До пояса уже все занято, но есть еще ноги (улыбается).

- Давайте немного на тему лингвистики. Русские и немецкие поговорки похожи. Найдите в русском языке схожее по смыслу выражение Der Groschen bringt den Taler (Грош приносит талер).

- (Задумался). Нет, не скажу.

- Копейка рубль бережет.

- Ах да! Копейка – это как грош. Спасибо, буду знать.

- Какими языками, помимо немецкого, владеете?

- Английским, русским и немного французским, который 4 или 5 лет изучал в школе в Карлсруэ.

- Как учились в школе?

- Неплохо, мой средний балл - 2,3. Но в Германии другая система оценок, от 1 до 6. Самый высокий балл – единица. Из предметов больше всего нравились биология и спорт.

- Вы родились 9 апреля, в один день со знаменитым французским киноактером Жаном-Полем Бельмондо. Любите фильмы с его участием?

- Бельмондо? Не слышал такого актера (улыбается). Но кино я люблю. Предпочитаю драму и ужасы.

- А советское или российское кино знаете?

- Мультфильмы. В нашей семье смотрят «Ну, погоди!», а еще «Маша и медведь».

- У вас две сестры. Они связаны со спортом?

- В какой-то степени. Кристина – офицер полиции, по долгу службы она должна быть в спортивной форме и владеть приемами единоборств. Валентина – школьный учитель английского и немецкого, занимается фитнесом.

- Как вы познакомились с будущей супругой?

- Это очень романтическая история, но в подробности вдаваться не буду. С Лярош я чувствую себя счастливым. У нас две дочки - Лейла и Линеа. У них очень много энергии, мы думаем, как бы скорее определить их в детский сад (смеется).

- Какое у вас хобби?

- Нравится рыбалка, в нашем доме под Тулой есть снасти. Люблю проводить время в семье, съездить в Москву, ваша столица очень интересная.

- В одном из интервью вы сказали, что увлекались боксом.

- Начинал с папой, с восьми лет стал тренироваться в спортивном клубе. Так продолжалось еще года три, а потом пришлось выбирать – футбол или бокс… Кстати, в прошлом году я вышел на ринг в Нюрнберге. Там проводился женский чемпионат Европы, и кто-то из нашего клуба должен был пойти на тренировку, которую снимало телевидение. Учитывая мое прошлое, отправили меня. Конечно, непривычно было боксировать с девушкой (улыбается).

 

Беседовал Евгений Овсянников

Поиск по новостям

Рубрика:
Дата:
С
по

Какое связанное с Арсеналом событие стало, на Ваш взгляд, главным в 2024 году?

Голосовать