27-летний центральный защитник оружейников стал героем «Большого интервью». Урош Радакович рассказал о значении победы над «Зенитом», дружбе с Чаушичем, трех неделях в ковидном госпитале и своей семье.
- Урош, как прошла адаптация в «Арсенале»? Все-таки сезон начался с травмы.
- Во-первых, хочу поблагодарить руководителя клуба Гурама Аджоева и экс-тренера Дмитрия Парфенова за то, что пригласили меня в команду. Да, как только я приехал сюда, случилась травма. Видимо, это расплата за то, что я не тренировался на сборах в Австрии. А сейчас, слава богу, все в порядке.
- В начале чемпионата «Арсенала» далеко не все получалось. С чем это было связано?
- В первой игре, с «Локомотивом», мы вели в счете, но после 80-й минуты пропустили три мяча. Думаю, для нас это стало серьезным ударом. Потом были такие игры, как с «Ахматом», где мы также пропустили на последних минутах. В некоторых матчах нам не хватало концентрации. Над этим нужно работать, чтобы в дальнейшем подобных ситуаций не возникало.
- Вы пришли в команду по приглашению Дмитрия Парфёнова, но спустя некоторое время «Арсенал» возглавил Миодраг Божович. Сильно ли изменился тренировочный процесс?
- Изменения есть. У каждого тренера своя тактика и свой подход. Я не могу сказать ни одного плохого слова в адрес Парфёнова. Мы выполняли хорошую работу, но, к сожалению, результата не было. С приходом Миодрага мы больше работаем над своим физическим состоянием, все проходит через работу с мячом. У нас стало больше двухразовых тренировок. Да, тяжеловато, но понимаем, что все делается для того, чтобы был результат. На данный момент эта работа постепенно начинает себя оправдывать. За себя могу сказать, что мне нравится подход Миодрага Божовича.
- Черногорец успешно работал в «Црвене Звезде», которая вам близка, поскольку вы воспитанник этого клуба. Обсуждали ли вы с Миодрагом тему «Црвены Звезды»?
- У Божовича очень хороший опыт работы в России с несколькими командами, в то числе и с «Арсеналом». В «Црвене» он показал высокий результат, победив в чемпионате Сербии, он тем самым обогнал «Партизан» по количеству титулов. Могу сказать, что для меня это очень важный показатель. Он очень хороший тренер. Помню, мы как-то встретились в аэропорту, когда я летел на игру еще в составе «Оренбурга», тогда много разговаривали о «Црвене Звезде», да и сейчас иногда обмениваемся мнениями о новостях из белградского клуба.
- У нас есть еще один человек, которому близка «Црвена Звезда». Это Горан Чаушич. Советовались с ним перед тем, как стать игроком «Арсенала»?
- Да, конечно. Я знаю Горана с детства, мы вместе играли в академии. Перед тем, как перейти в «Арсенал», мы месяц разговаривали о клубе, о городе. Он мне говорил: «Давай, приезжай к нам, нам нужен игрок в обороне», на что я отвечал, что хочу, но нужно чуть-чуть потерпеть. Я счастлив, что Горан здесь, в команде он мне, как брат, помогал мне с поиском квартиры и машины.
- Сильно ли изменился Чаушич со времен академии?
- Он всегда был трудолюбивый, профессионально подходил к тренировкам. У Горана есть опыт выступления в Лиге чемпионов и в чемпионате Испании, это высокий показатель для любого футболиста. Думаю, что молодые игроки могут брать с него пример и многое для себя почерпнуть.
- В Сербии сильные волейбольная и баскетбольная школы. Но при своем высоком росте вы выбрали футбол.
- Это интересная история. Я три месяца играл в баскетбол. Но однажды утром, когда папа будил меня на тренировку, я сказал: «Не буди меня, я хочу играть в футбол. Отведи меня в школу «Црвены Звезды», хочу там тренироваться. А если нет, то я вообще не буду ни во что играть». Папе ничего не оставалось, как отвести меня в «Црвену Звезду».
- Жалели когда-нибудь, что ушли из баскетбола в футбол?
- Нет, никогда.
- Вспомните детство, каким оно было?
- Как у всех. Были тяжелые времена, в 1999-м году нас бомбардировал НАТО. Благодарен родителям, они создавали для меня комфортную обстановку, я ни в чем не нуждался. Покупали мне новые бутсы, чтобы я мог заниматься футболом, а сами потом могли не есть два дня. Они сделали все, чтобы я стал футболистом.
- Чем занимаются родители?
- Мама - учитель начальных классов в школе, папа - экономист.
- Сербия славится потрясающей природой и вкусной едой. Если тульские болельщики приедут к вам на родину, что им порекомендуете посетить?
- Чтобы посмотреть Сербию, нужно около недели. У нас красивая природа, много старинных церквей. Жаль, у меня сейчас нет времени изучать страну. Когда закончу с футболом, хочу больше времени уделить путешествиям по родине. Из еды рекомендую попробовать плескавицу и чевапчичи.
- Дерби «Црвена Звезда» - «Партизан» - это особое событие для спортивной Сербии?
- У нас так принято. Когда ты рождаешься, у тебя есть на выбор две команды: «Црвена Звезда» и «Партизан», третьего не дано. Я выбрал «Црвену», потому что за эту команду играл мой брат, мои родители тоже болеют за этот клуб. Мы с Балкан, поэтому наши болельщики очень импульсивные. Но на дерби уже не так, как было 20 лет назад. Хорошая атмосфера, стало безопаснее, поэтому можно спокойно ходить на игры с родителями.
- Вы сказали, что брат играл за «звездашей». Расскажите подробнее о нем.
- Марко Перович приходится мне двоюродным братом. Он играл за «Црвену Звезду», «Базель», также в США. Сейчас тренирует в китайском клубе «Гуанчжоу». Благодаря ему я попал в «Црвену Звезду».
- У вас уже был опыт выступления в России, в сезоне-2019/20 играли за «Оренбург». Какие впечатления остались от этого периода карьеры?
- Мне понравилось время в «Оренбурге», там мне давали возможность играть. Благодарен тренеру Федотову, это он позвал меня играть за «Оренбург». В первые 5-6 месяцев все было хорошо, а потом я заболел коронавирусом, лежал в ковидном госпитале 23 дня. Болезнь проходила тяжело, пропустил 8 игр. Для восстановления мне понадобилось примерно полгода, настолько болезнь сказалась на моем организме.
- Вспомните свои ощущения в госпитале.
- Тяжело, потому что я был там один. Пока лежал в больнице Оренбурга, мне сообщили, что от коронавируса умер отец моей жены. Я был подавлен. Мне было сложно вернуться в игровой ритм.
- Сложно психологически или физически?
- Именно физически. После перенесенной болезни я пошел в тренажерный зал, чтобы сделать интенсивную 20-минутную тренировку, но не смог. Затем я перешел в «Астану», через месяц вышел на поле, но понял, что совершенно не готов. Меня хватило только на половину тайма.
- «Астана» в сезоне-2020 впервые за долгое время не сумела взять золотые медали, довольствовавшись бронзой.
- Я пришел по ходу сезона, как уже говорил, не был готов физически. Мы всей командой жили в Алма-Ате и каждый день тратили по три часа туда-обратно, чтобы добраться до тренировочных полей. Тренировки проходили в разных местах. Жили в отеле семь месяцев, некоторые футболисты не могли видеться с семьей. Когда ты в гостинице больше полугода и играешь на стадионах без трибун, мотивации нет. Все это напоминало сборы: жизнь в отеле, матчи без болельщиков. Но все же я считаю, что самые лучшие игроки были именно в «Астане».
- Перейдем к «Арсеналу». После не самого убедительного старта последовали гостевая победа над «Нижним Новгородом» и эффектная виктория над «Зенитом». Команда почувствовала уверенность?
- Уверенность мы зарабатываем на поле и на тренировках, на которых выкладываемся на 120%. Я думаю, бог все видит, нам это все вернулось.
- Про стабильность. Волевая победа в Нижнем Новгороде всех вдохновила, но затем был выезд к «Уралу», и про этот матч лучше не вспоминать…
- Да, так нельзя. Нам нужна стабильность. И если мы обыграли «Зенит», невозможно говорить, что мы всех победим. Необходимо готовиться к каждому матчу, и не важно, чемпион это или аутсайдер. Футбольный бог все видит, его нельзя обмануть. Всегда надо работать, как перед «Зенитом», на максимуме.
- На позиции центрального защитника в «Арсенале» большая конкуренция.
- Каждому из нас нужна конкуренция, при ней ты выкладываешься на тренировке полностью. Я думаю, у нас все игроки на одном уровне и если один другому будет составлять конкуренцию, то результат станет гораздо лучше. Также в случаях, когда у игрока желтая карточка или травма, мы не должны чувствовать потерю. Поэтому конкуренция – это хорошо, и не только в защите.
- После матча с «Зенитом» вы сказали, что сыграли дисциплинированно. Как это перенести на другие матчи?
- Игра с чемпионом - хороший пример того, что, когда команда работает как единый механизм, каждый друг за друга, то и результат приходит соответствующий. Нужно играть также дисциплинированно, выигрывать единоборства, быть друг за друга все 90 минут. Играя таким образом, мы будем набирать очки.
- Матч с «Зенитом», возможно, один из самых запоминающихся в карьере?
- Да! Я впервые выиграл у «Зенита». С «Оренбургом» обыгрывал «Динамо» и «Спартак». Для любого футболиста сыграть с чемпионом – хороший опыт. Каждый хотел бы играть на уровне с лучшими футболистами России. Пока я доволен своим результатом, но нельзя расслабляться.
- Вендел, Малком, Клаудиньо – это действительно какой-то другой уровень?
- Есть ощутимая разница. Но мы не дали им простора. У них было пару моментов, но если бы мы играли широко, то зрители увидели, что они умеют, у нас возникли бы проблемы. Миодраг хорошо выстроил тактику на эту встречу, и мы забрали три очка.
- 27 лет – отличный возраст для защитника, уже набили шишки, получили опыт. Есть шанс пробиться в сборную Сербии? За чемпионатом России с вашей родины наверняка внимательно наблюдают.
- Премьер-лига - это хорошая витрина, в России серьезный чемпионат. Хочу здесь показать свой максимум. Когда мне было 17-19 лет, я в каждой игре делал ошибки. Тренируюсь дополнительно, стал больше уделять времени на восстановление. Многое во мне изменилось. Для вызова в сборную нужно, чтобы и моя команда хорошо играла.
- В квалификации к чемпионату мира сборная Сербии ведет борьбу за прямую путевку с португальцами. Решающий матч как раз на поле соперника, и это напоминает конкуренцию сборных России и Хорватии.
- Драган Стойкович – тренер сборной Сербии, в прошлом большой футболист, был легендой нашей страны. Он изменил систему. Видно, что он знает, как нужно поставить игру. Также у нас индивидуально сильные игроки: Душан Тадич, Александр Митрович, Душан Влахович. Они могут все решить. 14 ноября в Португалии будет тяжело, но останется еще шанс выйти в финальную часть со второго места. Сборной России желаю пробиться в Катар.
- Полистал ваш Инстаграм и сделал вывод, что давно знакомы со своей супругой.
- Уже 10 лет. Ей было 16 лет, когда мы начали общаться. Пережили и хорошие, и плохие моменты, но всегда были вместе. Благодарен богу, что у нас есть дочь Ника. У меня есть семья и я счастлив.
- Как вы познакомились?
- В Белграде через друга, который со мной играл в футбол. Я встретил их, когда они шли в школу. Это была любовь с первого взгляда.
- В прошлом году стали папой. Как изменилась ваша жизнь с рождением дочери?
- Не думал, что жизнь так изменится. Раньше много внимания уделял друзьям, а сейчас все по-другому. Я все делаю для Ники. Она уже три месяца ходит в Туле в детский сад. Я очень счастлив. Когда прихожу домой, мы играем, но хотелось бы проводить с дочкой больше времени. Иногда ездим гулять в Москву. Мне это нравится. Вся семья здесь, в Туле.
- Насколько важно, чтобы они были рядом? Не каждый футболист решается перевозить семью в другую страну.
- Для меня это очень важно, ведь самое главное – это семья. Важно, чтобы жена и дочь были рядом, поддерживали меня. Это мне очень помогает на поле.
- Хотите большую семью?
- Мы с женой хотели бы троих детей, если бог даст.
- Чем занимается ваша супруга?
- Она закончила банковское дело. Пока сидит с ребенком. Наверное, когда я завершу карьеру и мы вернемся в Сербию, мы оба будем работать (смеется).
- Судя по Инстаграму, вы любите путешествовать.
- Я хочу, чтобы у меня было достаточно средств после завершения карьеры, чтобы мы путешествовали по миру. Когда заканчиваю сезон, мы улетаем куда-нибудь в отпуск, чтобы посмотреть разные культуры. Жена тоже любит путешествовать.
- Максим Беляев в свое время побывал в ЮАР, Зимбабве, Кении и других странах юга Африки. В каком самом необычном месте побывали вы?
- Назову Мавританию. Мы были на острове, гуляли, плавали, жарили мясо на гриле. Было очень интересно.
- Насколько тяжело расставаться с семьей? Ведь бывают моменты, когда они улетают домой.
- Я думаю, что это тяжело для каждого. Сложно, когда не видишься с родителями по 6-7 месяцев. Но у меня такая работа, они – там, я – здесь. Выручают видеозвонки. Но совсем другое дело, когда ты едешь домой, видишься с родителями, вместе с ними сидишь за столом. Когда я в Сербии, мы собираемся по воскресеньям всей нашей большой семьей. В такие моменты мне ничего больше не надо, счастлив, когда мы все вместе.
- Чем занимаетесь в свободное время?
- Если честно, его у меня мало (смеется). Провожу его с женой и ребенком. Могу рассказать свой режим дня: в 7.15 просыпаемся, завтракаем, потом я отвожу Нику в детский сад, еду на первую тренировку, потом на вторую тренировку, после тренировок играю с дочкой, с женой смотрим сериалы от Netflix. У нас всего пару часов, чтобы побыть вдвоем.
- Какие сериалы на предпочитаете?
- Недавно закончили смотреть «Игра в кальмара».
- И как он вам?
- Странный сериал (смеется). То, как они играют со своими жизнями из-за отсутствия денег, я считаю немыслимым. На их месте я бы никогда не стал такого делать. Я бы остался со своей семьей. А если нечего есть – надо идти работать.
- Смотрели «Игру престолов»? Говорят, скоро выйдет новый сезон.
- Я не люблю «Игру престолов». Жена любит, а я после первой серии понял, что это не мое. Лучше испанские сериалы. Смотрел «Бумажный дом», интересный сериал, но только первые два сезона. Остальные сезоны, как это будет по-русски, будто высосаны из пальца (смеется).
- Что читаете?
- Читаю, но не сказать, что много. Бывает, сижу с книжкой в самолете. В год могу осилить одну книгу (улыбается). Знаю, что мало. Для культуры человека, кругозора чтение очень важно. Просто у меня не так много времени, нет такой концентрации, чтобы я мог сидеть и два часа смотреть в книгу. Но знания необходимы, это точно. После футбольной карьеры хотел бы поступить в институт на спортивного менеджера.
- Вы быстро «обрусели» - освоили язык, узнали наш менталитет и привычки?
- Мне кажется, я не очень хорошо говорю на русском (смеется). Помимо сербского и русского, говорю на чешском, но иногда путаюсь. Мне помогли полгода в «Оренбурге», там я стал говорить на вашем языке. В «Арсенале» есть Костадинов и Чаушич, у которых нет проблем с русским. Гео и Горан поправляют и подсказывают, как правильно надо сказать.
- В вашей карьере была чешская «Спарта». Почему там не сложилось? Приходили туда как игрок основы.
- «Спарта» - популярный клуб в Европе, но я приехал туда не совсем вовремя. В 2018 году главным тренером был итальянец Страмаччони, он взял новых легионеров, за которых заплатили большие деньги. В их числе были игроки с Балкан, африканцы, но у нас не было единой команды. Не было командной энергии, поэтому не было результата. Сезон закончили третьими. А в следующем чемпионате хотели дать шанс другому игроку, а меня посадить на лавку. Я сказал: «Окей, значит пора расстаться, потому что мне надо играть». И я поехал в «Оренбург».
- Каким видите свое будущее в «Арсенале»?
- Я не хочу думать так далеко. Я бы хотел продолжить сезон без травм и помогать команде. Хотелось бы, чтобы у нас каждую неделю были хорошие результаты. Впереди матч с «Уфой», сейчас это главное.
Беседовал Алексей Честнов