Защитник тульского «Арсенала» Виктор Альварес в интервью «ССФ» сравнил российский футбол с испанским, рассказал о самом тяжелом периоде в карьере и сборной Каталонии, за которую выступал вместе с Хави и Пике.
«ГОВОРЮ НА АНГЛИЙСКОМ, ОТВЕЧАЮТ НА РУССКОМ»
– Что побудило вас перейти из восьмой команды Примеры в российский коллектив, который проводит лишь третий сезон в элитном дивизионе?
– У меня истек контракт с «Эспаньолом». Клуб предлагал продлить его еще на год, но при этом возникали предложения от других команд. Наибольшую заинтересованность выразил «Арсенал». В последний сезон я практически не выходил на поле. В России был отличный шанс вернуться к игровой практике и заодно попробовать что-то новое. Все-таки в структуре «Эспаньола» я провел десять лет, был капитаном. У меня очень добрые воспоминания о том периоде, однако пришло время перемен.
– Что-то новое – всегда риск. С какими трудностями столкнулись в чужой стране?
– Я не просто попал в чужую страну – впервые надолго покинул Барселону, где родился и провел всю предыдущую карьеру. Cложно было только в первый месяц. Другие язык, культура, климат… Потом стало легче: я начал постоянно играть в «основе», обрел уверенность. К тому же партнеры помогли освоиться, некоторые из них говорят по-испански.
– В бытовом плане велика разница между Испанией и Россией?
– Конечно. Прежде всего в России гораздо большие расстояния. В Испании никогда не приходилось столько путешествовать. Незнание языка тоже ощущается: в магазине, кафе пытаюсь сказать что-то на английском, мне отвечают на русском, которым я пока не владею. Но главное – хорошие люди есть и там, и здесь. Чувствую доброе отношение к себе со стороны клуба, болельщиков, прохожих на улицах. Я всем доволен.
– В пяти стартовых турах «Арсенал» потерпел четыре поражения. С чем связываете улучшение результатов?
– Начало любого чемпионата – всегда самый сложный отрезок. К тому же в клубе поменялся тренер, уже по ходу сезона пришли новые футболисты, включая меня. Не хватало компактности, надежности. Но со временем команда становилась более сыгранной, появилась стабильность. Отсюда и позитивные результаты. Думаю, дальше они будут все лучше и лучше.
«ОТМЕЧУ МАТЧ СО «СПАРТАКОМ»
– Каково ваше мнение о российской премьер-лиге?
– Пока главный вывод – играть в гостях очень тяжело. Про долгие перелеты я уже говорил. А при своих болельщиках все команды стремятся победить во что бы то ни стало. Что касается фаворитов, они известны и без меня. Это «Зенит», «Спартак» и ЦСКА. Если проводить параллели с испанским футболом, тут чемпионат более ровный: у себя дома любой клуб способен обыграть любого.
– Какой из 12 матчей «Арсенала» в этом чемпионате можете отметить?
– (После паузы.) В Москве со «Спартаком». Хотя мы и проиграли (0:2. – Прим. ред.), впечатления остались позитивные: полный стадион, в соперниках действующий чемпион. К тому же это был мой дебют за команду. Я получал удовольствие от футбола, от того, что вновь, спустя долгое время нахожусь на поле. Если же брать победные матчи, то выделю игры с «Ахматом» в Грозном и дома с «Краснодаром» (2:1 и 1:0 соответственно. – Прим. ред.). В обоих случаях «Арсенал» заслуженно одолел очень крепкие клубы.
– Вы играете на позиции левого защитника. С кем из нападающих соперника пришлось сложнее всего?
– Пока не запомнил фамилии, но однозначно очень сильная атака у «Спартака». Она заставила нас побегать. Еще есть быстрый парень в нападении «Ахмата». Но для того я и здесь, чтобы разрушать их планы, не позволять забить.
– В «Эспаньоле» вы работали под руководством именитых наставников Маурисио Почеттино, Хавьера Агирре. Можете сравнить с ними Миодрага Божовича?
– Мне не нравится сравнивать. Почеттино научил меня одним вещам, Агирре – другим. Сегодня Божович учит меня третьим. Уже факт работы в таком клубе, как «Арсенал», свидетельствует о том, что это сильный специалист. Важно не сравнивать, а уметь впитывать слова тренера. Божович как раз умеет подробно, доходчиво объяснить твои задачи.
«ДИСТАНЦИРУЮСЬ ОТ ПОЛИТИКИ»
– Расскажите о сборной Каталонии, за которую вы провели четыре игры.
– Как правило, она проводит матчи раз в год, на Рождество. И все они – товарищеские, ведь это не национальная команда, как российская или испанская. Дважды играли в Барселоне, последняя встреча была в Жироне с Тунисом. Сыграли 3:3, а в серии пенальти уступили – 2:4. Я не реализовал 11-метровый. Где и против кого будет матч в нынешнем году, пока непонятно. Это большая сборная, в которой, кстати, много представителей «Эспаньола». Есть игроки с мировым именем, такие как Жерар Пике и Хави. Всегда рад приезжать в сборную, хотя теперь с этим будет сложнее. Много каталонских футболистов выступает гораздо ближе, они на виду у тренеров. Но если поступит вызов мне – обязательно приму.
– Если встретятся сборные Каталонии и России, кто победит?
– (Смеется.) Не знаю, не знаю. Каталонская команда не тренируется, у нее нет сборов. Футболисты раз в год встречаются и играют с листа. Сложно победить такую сильную сборную, как российская, в которой все четко распланировано. Она готовится к домашнему чемпионату мира, способна преподнести там приятный сюрприз. Хотя, конечно, есть команды сильнее: Испания, Германия, Бразилия. Это фавориты мундиаля.
– Считается, что фанаты «Барселоны» в основном сторонники независимости Каталонии, в то время как болельщики «Эспаньола» аполитичны. Так ли это?
– Не совсем. И в «Барселоне», и в «Эспаньоле» есть как борцы за независимость, так и ее противники. Не знаю, каково сейчас соотношение. Вообще в данный момент это очень деликатная тема.
– Каковы ваши политические взгляды?
– После того, что случилось в воскресенье (референдум о независимости Каталонии был сорван испанской полицией. – Прим. ред.), я дистанцируюсь от политических тем. Сейчас некая промежуточная точка в вопросе о независимости Каталонии. Надо встречаться, обсуждать. Главное, чтобы победил здравый смысл.
– Находись вы на родине, приняли бы участие в референдуме?
– Да, как и большинство жителей Каталонии. Только не спрашивайте, за что бы я голосовал. У меня есть собственная позиция, но она никому не интересна. Важно, чтобы услышали коллективное мнение.
– Ваши родные в день референдума были в Барселоне. Не волновались за их безопасность?
– Нет, я был с ними на связи, никаких проблем не возникало. К тому же папа в тот момент находился в Туле, приезжал ко мне в гости. Но, конечно, надеюсь, что такие удручающие события не повторятся.
– Каталонский вопрос затронул уже и сборную Испании. Жерара Пике, открыто выступающего за независимость региона, освистывают болельщики, призывая покинуть национальную команду. Вы на чьей стороне?
– Насколько я знаю, сам Жерар хочет играть за сборную Испании. Если так, то он нужен команде и должен продолжать выступать в ее составе. Политика тут ни при чем.
– Если Каталония все же получит независимость, где играть местным клубам?
– В прессе звучат всевозможные варианты, вплоть до самых фантастических. У меня нет никаких предположений на сей счет.
«ЧАСТО СЛЫШУ СЛОВО НА БУКВУ «Б»
– Четыре года назад у вас были серьезные проблемы со здоровьем. Какие конкретно?
– В конце моего первого полноценного сезона в Примере врачи обнаружили, что у меня плохо работает сердечный клапан. Пришлось перенести операцию. Потом три-четыре месяца даже не тренировался, а на поле вернулся только через полгода. Это был самый тяжелый период в моей карьере. Но с тех пор все в порядке. Каждый год прохожу обследование, никаких проблем!
– Какими-то видами спорта увлеклись, пока не играли в футбол?
– Играл в падл. Знаете, что это?
– Да, теннис деревянной ракеткой.
– Он очень популярен в Испании. А вообще в свободное время просто люблю отдыхать. В отпуске обычно уезжаю на море. В последние годы был в Таиланде, Малайзии, прошлым летом – в Колумбии. В российской лиге зимой длинные каникулы, но пока не знаю, куда отправлюсь.
– Вы воспитанник «Барселоны», но своим кумиром называете экс-защитника «Реала» Роберто Карлоса. Как так?
– Кумирами обычно становятся футболисты, которые забивают голы. Когда мне было семь-восемь лет, восхищался Карлосом. К тому же он играл на той же позиции левого латераля, что я сейчас. Если брать «Барселону», то всегда примером Пуйоль. В «Эспаньоле» – Пабло Сабалета и Дани Харке, центральный защитник, умерший от сердечного приступа.
– Вы суеверный человек?
– Раньше у меня были свои футбольные предрассудки. Например, всегда ступал на газон с левой ноги. Потом забросил эту ерунду.
– Расскажите о своей семье.
– Она небольшая: папа, старший брат и я. Мама умерла почти десять лет назад. Я не женат, живу в Туле один. Брат скоро собирается ко мне в гости.
– Как вам русская кухня?
– Мне больше по душе средиземноморская. Но и местную уже полюбил. Особенно нравятся супы. В Испании им не уделяют столько внимания.
– Клубный переводчик рассказал, что дает вам уроки русского.
– Главным было выучить футбольные термины: «права», «лева», «назад», «быстро». Это не составило труда – постоянно слышишь их на тренировке. Знаю и другие фразы: «как дела?», «спокойно», «добро утро». Потихоньку буду совершенствовать навыки. Если говорить о ругательствах, часто слышу слово «бл…». Кажется, оно очень нехорошее (улыбается).
Дмитрий Роговицкий, "Советский спорт - Футбол"