Виталий Федотов в тульской команде всего полтора месяца, но успел завоевать авторитет товарищей по команде и болельщиков. Три гола и участие в нескольких результативных комбинациях говорят сами за себя. Как и комбинационный стиль игры и мягкая работа с мячом.
Сегодня №10 «Арсенала» стал героем «Большого интервью».
- Виталий, как вас приняли в тульском клубе?
- 17 июля подписал контракт, а 20-го предстояла встреча с армавирским «Торпедо». Успел провести две тренировки. Не скрою, волновался перед игрой. Надо было показать, что меня не зря пригласили в «Арсенал». Но как на поле вышел, волнение исчезло. Спасибо ребятам, они подсказывали на поле, а первым, по-моему, заговорил Рыжков. После матча Игнатьев пригласил в кафе, хорошо пообщались. У меня такое чувство, что я давно здесь. Адаптация прошла незаметно, в коллективе хорошая атмосфера, я получаю удовольствие от игры. Это главное.
- Дебют вообще мог получиться на славу, забей вы Армавиру в первом тайме.
- Да уж, не ожидал, что пройдет острая передача с фланга. Ну и с левой не попал я по мячу. Досадно, конечно, потому что в итоге потеряли незапланированные очки.
- Вас трудно назвать сугубо фланговым игроком.
- В «Арсенале» я часто смещаюсь в центр, наши атаки носят разнонаправленный характер. А в «Ильичевце» играл чистого бровочника, мы действовали через фланги. В Мариуполе регулярно сдавал тесты, тренеры изучали статистику технико-тактических действий - сколько сделал забеганий, сколько отдал передач, каков процент брака. Футбол в духе «бей вперед, комбинация придет». На сборах тесты Купера - Царская тропа в Ялте, станции на скоростно-силовую выносливость были привычным делом.
- Расскажите подробнее.
- В «Ильичевце» тренировал Николай Павлов, бывший защитник, чемпион СССР 1983 года в составе «Днепра», приверженец системы Лобановского. Царская тропа - это 6700 метров по южному берегу Крыма, ее надо было преодолеть быстрее, чем за 30 минут. Станция «Бавария» подразумевала непрерывный 24-минутный бег с приседаниями и другими упражнениями. Были у нас занятия в паре с 5-килограммовым мячом, всякие тесты вроде семи забегов по 50 метров за минуту. Впрочем, на тренировках у Павлова можно было заработать.
- Как?
- Если финишировал в первой пятерке, получал 100 долларов, если прибегал среди последних, то столько же вычитали. Так что со сборов удавалось привозить по 300-400 долларов (улыбается).
- Что является вашим козырем на поле?
- Я не атлет, высокой скоростью не выделяюсь. Но есть техника, дриблинг, выносливость.
- Позиция правого полузащитника наиболее привычная?
- Да, но могу закрыть и левый фланг. Вообще довелось выступать везде, кроме вратарской позиции. В «Металлурге» осенью прошлого года вышел центральным нападающим и сделал две голевые передачи. В итоге мы обыграли «Шахтер» - 2:1.
Был еще забавный случай в «Шахтере-3» во второй лиге. Пришлось играть опорника, а тренер Игорь Иванович Леонов поспорил со мной, что забить не смогу. А я забил, причем головой! Уважаемому тренеру ничего не оставалось, как бежать тест Купера (смеется).
- Основная нога - правая?
- Да. Болельщики, наверное, обратили внимание, что в матче с «Волгарем» мяч после моего удара с левой улетел далеко от створа. Другой эпизод относится к матчу в Томске. Когда забивал Саша Кутьин, я оказался в пассивном офсайде, хорошо, что мяча не коснулся. Инстинктивно сделал движение к мячу, но, к счастью, не достал, потому что тянулся левой ногой. Есть чему поучиться в этом плане у Кантемира Берхамова.
- Каждый свой гол вы отмечаете буквой «М» на пальцах. В Красноярске еще и станцевали. Что все это значит?
- «М» - это Милена. Так зовут мою жену. Все голы посвящаю ей. А самба после гола «Енисею» была домашней заготовкой. Я обещал Владу Рыжкову: если забью, станцую.
- Получилось не хуже, чем у тульских бразильцев, так отмечавших голы в «Арсенале» в конце 90-х годов.
- Все же я занимался бальными танцами. Латина, европейская программа - не один год провел на паркете. По темпераменту больше подходят латиноамериканские танцы, в чемпионате Украины по своему возрасту занимал седьмое место. День был расписан по часам. Утром - футбол, в школе учился во вторую смену, а вечером шел на танцы. В следующий раз можно исполнить сальсу (смеется). Но главное, чтобы мои голы помогали «Арсеналу» побеждать.
- Когда сделали окончательный выбор между футболом и танцами?
- К 13 годам уже оставил паркет, потому что футбол требовал все более серьезного отношения. Пройти отбор в академию «Шахтера» было сложно. На просмотр приехало около 150 ребят, а набирали 23. После этого проходил турнир, по итогам которого оставляли только 18 человек. Я прошел 23-м, а на турнире в Крыму меня признали лучшим. Считаю, что прошел жесткий отбор благодаря своему характеру.
- Всегда болели за «Шахтер»?
- А за кого еще? Я же вырос в Донецке. С самого детства знал, что для «Шахтера» нет соперника принципиальнее, чем киевское «Динамо». Но в девять лет, когда пошел в школу «Шахтера», думал, что меня не возьмут. Попал к замечательному тренеру-педагогу Петру Андреевичу Пономаренко, к сожалению, ныне покойному. Я не забил пенальти и расплакался. Он ласково назвал меня сосиской и спросил, почему реву. «Не забил, - отвечаю, - значит не возьмете». - «Не плачь, уже взяли». Хотя позже меня хотели выгнать из академии «Шахтера».
- За что?
- В 15 лет я был щупленьким мальчишкой. В 2006 году академию возглавил голландец Хенк ван Стее, сейчас работающий в петербургском «Зените», и сказал, что Федотов игрок хороший, но маленький. Заступился тренер Анатолий Скирчук. Когда же я уходил в «Ильичевец», ван Стее называл своим выпускником.
- Везло вам на хороших людей.
- Согласен. Рядом со мной Милена - моя любовь. Еще благодарю своих родителей. Я вырос в большой и дружной семье, в которой всегда находилось время искусству и спорту. Мама по профессии врач-психолог, косметолог, увлекалась балетом, любит петь. Отец, офицер запаса, занимался в футбольной школе «Шахтера», хотя на профессиональном уровне не играл. У меня две младшие сестры Алена и Арина. На жизнь смотрю с оптимизмом. Все складывается, если прилагать терпение и труд.
- Можно утверждать, что ваша карьера идет по восходящей?
- После трех сезонов в Мариуполе, где был одним из лидеров команды, перешел в донецкий «Металлург», но там застопорило, тренер Пятенко не всегда ставил в состав. Летом этого года «Металлург» вообще обанкротился, оставив долги перед игроками. К сожалению, украинский футбол из-за известных событий переживает тяжелые времена. Когда в 19 лет я дебютировал в чемпионате Украины, было значительно больше мастеровитых легионеров, конкуренция тоже была выше. Сейчас есть несколько больших клубов - киевское «Динамо», «Шахтер», «Днепр», а также «Заря» и «Ворскла». У остальных те или иные проблемы.
Считаю, что вовремя сменил обстановку. В Туле меня все устраивает, я чувствую себя в своей тарелке. Мне нужен был «Арсенал» - команда с амбициями, потому что в последнее время мало играл, жил в гостинице в Киеве, в то время как семья оставалась в Краснодаре. Теперь с женой и дочкой мы снова вместе.
- Как состоялся переход в «Арсенал»?
- Был в отпуске, когда моему агенту Вадиму Шаблию позвонил советник президента «Арсенала» по селекции Дмитрий Агеев. Предложение от туляков заинтересовало меня. Затем раздался звонок от главного тренера Булатова. По разговору с Виктором Геннадьевичем я понял, что есть серьезный интерес. Контракт заключил на год с возможностью продления, и мне нравится, как складывается начало моей российской карьеры.
- Пока вы являетесь легионером.
- Я был заигран за молодежные сборные Украины, у меня украинский футбольный паспорт. Но сейчас идет процесс по оформлению новых документов. Если УЕФА одобрит, через некоторое время перестану считаться в России иностранцем.
- Что вам дало выступление в молодежных сборных?
- Международный опыт. Сборная до 21 года, которую тренировал Павел Яковенко, могла пробиться в финальную часть первенства Европы-2013, но в последнем матче мы проиграли шведам - 1:2. В той молодежке было немало талантов. Сергей Кривцов играет в «Шахтере», Евгений Шахов - в «Днепре».
- В «Арсенале» вы встретились со своим земляком Иваном Ершовым.
- Слышал о нем раньше, но встречаться не доводилось. Наверное, потому что разница в возрасте большая, я Ивану чуть ли не в сыновья гожусь (смеется). Ершов родом из Комсомольского, что под Донецком. У нас нашлось много общих знакомых.
- Кого еще знали раньше?
- Лукаша. Он выступал в «Заре», так что мы играли друг против друга: Тесак слева в защите луганчан, я на правом фланге полузащиты «Ильичевца». Матчи этих команд носят особый характер, считаются дерби Востока Украины. Проходят они с переменным успехом.
- Первый российский дивизион чем-то удивил?
- Для меня это новый турнир. Приятно удивили уровень футбола и качество полей. В Ярославле, Томске, Красноярске, не говоря уж о Туле, хорошие газоны. К ФНЛ больше внимания СМИ, чем в украинской первой лиге. И еще я понял, что сюрпризов можно ждать в каждом туре, а потому надо быть начеку.
- Есть желание попробовать силы в РФПЛ?
- Конечно! Надо стремиться сделать это вместе с «Арсеналом».
- Что раньше знали о тульской команде?
- По телетрансляциям имел представление о том, как играли туляки. Хотя и вылетели из премьер-лиги, впечатление оставили приятное. Мой кум выступает в «Амкаре». Это защитник Богдан Бутко. Смотрел матч «Амкар» - «Арсенал»: пермяки создали много моментов, а пропустили гол на последней минуте и проиграли. Повезло тогда моей будущей команде.
- В юности кто был вашим кумиром?
- Поскольку играл на разных позициях, обращал внимание на звезд разных амплуа. Например, на Зидана. А кумиром был Иньеста. Испанец очень техничен, трудолюбив. Отдельный разговор о Месси. Он просто инопланетянин.
- В заключение нашего интервью отойдем от футбольной темы. Как вы познакомились с той, кому посвящаете забитые мячи?
- Совсем без футбола не получится (улыбается). Семь лет назад дубль «Шахтера» выиграл один из турниров, и президент клуба Ринат Ахметов наградил нас поездкой в Египет. Милена приехала на море из Краснодара вместе с родителями. Девушка понравилась многим ребятам из команды, но подойти решился только я. Три дня в Египте пролетели незаметно. Это была любовь с первого взгляда... А в 2013 году мы сыграли свадьбу. Дочке Селене чуть больше годика.
Беседовал Евгений Овсянников