Мы сидим на залитой февральским солнцем террасе турецкого отеля в окружении апельсиновых деревьев. «Арсенал» только что провел последний матч Кубка ФНЛ с «Шинником», и новичок канониров, атакующий полузащитник Владислав Рыжков обстоятельно рассказывает о своей биографии. К 24 годам хавбек успел поиграть на самом высоком уровне, в том числе в Кубке УЕФА, а в Тулу пришел из новосибирской «Сибири». Однако обо всем по порядку.
- Владислав, главный тренер Дмитрий Аленичев давно положил на вас глаз, отмечая вашу игру еще в матче «Арсенала» и «Сибири» в первом круге. Помните июльскую встречу в Туле?
- Помню. «Сибирь» проиграла 0:2, матч прошел на хороших скоростях. Еще отмечу обстановку на стадионе. Давно не видел, чтобы в первой лиге было столько зрителей. Трибуны гнали свою команду вперед, и это помогло «Арсеналу» победить.
Мы, правда, не использовали свои моменты. В той игре отметил бы у туляков Сергея Кузнецова, у которого есть чему поучиться. Умеет отдать мяч, открыться. Савин тоже имя. Александр Филимонов – авторитет. Всегда легче играть, когда вратарь голосом подсказывает. Ну а Дмитрий Анатольевич – это Дмитрий Анатольевич. Когда поступило предложение от Аленичева перейти в «Арсенал», сразу ответил согласием.
- Вот только «Сибирь» не спешила расставаться с вами и другим дебютантом туляков форвардом Алексеем Базановым.
- Мой контракт в Новосибирске заканчивался через полгода. Не теперь, так потом перешел бы в «Арсенал». Работать под началом Аленичева – большой шаг вперед. В то же время благодарен «Сибири»: в составе «орлов» я преодолел трудный период в карьере, поверил в себя, получил игровую практику. Выходил в основе и игрой доказывал свой уровень. Отрабатывал честно, мне не в чем себя упрекнуть. Приятные воспоминания о Новосибирске связаны и с рождением дочери.
- Прошлым летом вас не удивил стремительный старт «Арсенала», который только поднялся из второго дивизиона?
- По-моему, здесь дело в психологии. Внутренне футболисты были готовы к тому, чтобы в полный голос заявить о себе в ФНЛ. Атакующий стиль игры – это мое. В «Арсенале» чувствую себя в своей тарелке. Мне нравится больше работать с мячом, люблю комбинационный стиль. В «Сибири» же ставка делалась на длинные передачи и подбор мяча.
- Что значит четвертое место «Арсенала» перед возобновлением первенства ФНЛ после зимней паузы?
- Что нельзя упускать шанс поспорить за место в премьер-лиге. Постараюсь игрой помочь команде достичь высокого результата, а Саше Кутьину сохранить лидерство в споре бомбардиров. Сейчас у меня 5+4 по системе «гол плюс пас». Такие же показатели у Володи Корытько из «Шинника» и Георгия Габулова, выступавшего за «Аланию».
- Корытько подпортил нам статистику выступления в Кубке ФНЛ. Если бы не два его результативных паса, как знать, возможно, третье место досталось бы тулякам.
- Вы же видели, по голевым моментам «Арсенал» превзошел ярославцев. Остаюсь оптимистом. Пусть поражение от «Шинника», указав на слабые места, сослужит нам добрую службу. А все хорошее мы возьмем в сезон. Отдельно отмечу, что мне нравится, как наши защитники начинают атаку низовыми передачами.
- Какое составили мнение о новой команде после февральского сбора?
- В «Арсенале» собраны квалифицированные исполнители, но все же главная наша сила – в командной игре.
- Как вас с Базановым приняли?
- Как родных. С Лешей мы оказались в дружном коллективе профессионалов.
- Владислав, давайте теперь вернемся на много лет назад. С чего начинали в футболе?
- Основы игры закладывал в родном Воронеже. В шесть лет пошел в школу «Рудгормаш», первым же тренером был мой папа. В свое время он выступал в юношеской команде Москвы вместе с Игорем Колывановым. Тренер «Рудгормаша» Олег Каземов – мой крестный отец. После Воронежа был интернат московского «Спартака». Туда я попал в11 лет, после чего на два года вернулся домой. Снова в «Спартак» уехал 14-летним юношей, занимался у тренера Буренкова. Кстати, полузащитник «Арсенала» Андрей Лях мой давний товарищ по спартаковской школе.
- Всегда играли в центре полузащиты?
- Всегда. Нравилось идти в обводку, играть с акцентом на атаку. Любовь к «Спартаку» питал с детства, поэтому и отдал предпочтение красно-белым, хотя в подростковом возрасте были предложения от ЦСКА, «Локомотива», «Ротора». Когда-то я подавал мячи Титову, Кечинову и другим лидерам «Спартака», а в 2008-м успел немного поиграть в дубле с Титовым. Егор мне помогал освоиться в большом футболе, направлял, давал советы.
- В ту пору «Спартак» пополнился целой россыпью талантов из дубля.
- Григорьев, Яковлев, Макеев, Жано, Кудряшов, Зотов – это все мой выпуск.
- Пора рассказать о своем дебюте в премьер-лиге.
- В конце лета 2008 года после ухода Черчесова временно исполняющим обязанности главного тренера «Спартака» стал Ледяхов. Игру в Лужниках с нальчикскими одноклубниками я начинал на скамейке запасных, вышел в самом конце матча. На 90-й минуте нальчанин Гогуа сравнял счет – 1:1. Дальше все помню в деталях. Уже в компенсированные минуты мой земляк Рома Шишкин, он тоже воронежский, перехватил мяч в центре и сделал мне передачу. Я заметил, что Прудников набирает скорость, и снабдил Сашу мячом. Удар – гол! «Спартак» выиграл 2:1. А в следующем туре с «Москвой» забил уже сам.
- Сколько вам тогда лет было?
- Восемнадцать.
- С интересом жду продолжения…
- Вскоре пришел Микаэль Лаудруп. На игру Кубка УЕФА с чешским «Баником» полетел в числе запасных. В Остраве вышел на поле с 46-й минуты при нулевом счете, оппонентом был опытный Галашек. Исход матча решил удар Моцарта со штрафного, «Спартак» выиграл – 1:0.
Датский тренер мне доверял, давал играть. Но…В октябре мы принимали самарские «Крылья». В начале матча Ярошик в борьбе за мяч в центре поля наступил мне на ногу. С переломом пятой плюсневой кости выбыл на полтора месяца, перенес операцию по вживлению пластины. Она до сих пор там стоит.
- Лаудруп по-прежнему рассчитывал на вас?
- Да, он сказал, что будет ждать моего возвращения к декабрьской игре в Кубке УЕФА на поле «Тоттенхэма».
- Вы успели.
- «Спартак» неделю готовился к матчу в Лондоне на базе «Челси», а я лишь за пять дней до этого приступил к тренировкам в общей группе. Когда же Лаудруп на установке объявил стартовый состав против «шпор», я не верил, что так может быть. Я буду играть на «Уайт Харт Лэйн» против Модрича, Бейла и других знаменитостей! Сразу забыл о травме. Все мысли только о матче, в котором для выхода из группы нас устраивала победа в два мяча. Дальше было, как в сказке. В первом тайме мог забить, но не повезло. Затем сделал пас Дзюбе, и Артем забил свой второй гол в матче – 2:0 в нашу пользу к перерыву. Во втором тайме почувствовал усталость, меня заменили. Матч завершился вничью 2:2, но для меня это пока самый яркий эпизод в биографии, вспоминать который очень приятно.
В декабре 2008 года произошло еще одно знаменательное событие в моей жизни. За несколько дней до игры со «шпорами» встретил свое счастье – познакомился со студенткой Марией, которая стала мне женой. Мы уже шесть лет вместе, дочке Сабрине два месяца. Маша – профессиональный фотограф, преподает танцы и не пропускает матчи с моим участием.
- Семью перевезете в Тулу?
- Сделаю это в ближайшее время, до начала весенних матчей.
- Вернемся к вашей карьере. Что было после «Тоттенхэма»?
- Новый сезон начал в составе. Весной на игру с Нальчиком мы вышли в майках с изображением Владимира Григорьевича Федотова. Так «Спартак» почтил память замечательного тренера, ушедшего из жизни в марте 2009-го.
В апреле Лаудруп был уволен, пришел Карпин, а вместе с ним бразильцы. На моей позиции стал играть Алекс. Это классный футболист, у которого я готов был учиться. Отмечу, что чем более классный игрок, тем скромнее он в жизни. То же относится к Титову, Кечинову, Деменко, которых считаю своими наставниками.
Реально оценив ситуацию, я ушел с Ледяховым в «Шинник», хотя у меня был действующий контракт со «Спартаком». В то же время трудностями меня не испугаешь, полезно набраться опыта в первом дивизионе, проверить себя.
- Ярославль, Сочи, Краснодар, Нижний Новгород, Воронеж, Новосибирск – в клубах из разных городов и лиг успели поиграть в последующие годы.
- В «Шиннике» постоянно выходил на поле. Сочинцы заявляли о своих амбициях, но затем «Жемчужина» развалилась. У меня там была неплохая статистика: в 15 матчах- 6 мячей и 4 передачи. После краха «Жемчужины» Петреску пригласил в «Кубань» на просмотр. На третий день подписал контракт, успел выйти на замену в матче в Перми, но заиграть так и не удалось. В «Кубани» был переизбыток игроков моего амплуа – Тлисов, Кулик, Фидлер, Цараев…
После этого была «Волга». Нижегородцы, которых тренировал Черышев, стремились сохранить место в премьер-лиге. Нам это удалось. В «Волге» провел семь матчей из 11-ти.Черышева сменил Гаджиев. На сборах в Турции и случилась травма, которая в общей сложности на пять месяцев оставила меня без футбола. В один день получил два надрыва мышцы, через пару месяцев – еще один. Нетрудно представить мое состояние… А тут еще стали накапливаться долги по зарплате. Подал на КДК и ушел из «Волги» свободным агентом.
- Дальше был «Факел».
- Кажется странным, но за команду родного города не провел ни одного матча, вообще ни разу не выходил на поле Центрального стадиона профсоюзов.
Как все было? Приехал на малую родину и случайно встретил тренера «Факела» Щеголева. Тогда у меня был вариант с Астаной, но я знал, что вернуться из Казахстана на приличный уровень сложно. На полгода заключил контракт с «Факелом», попросил, чтобы первый сбор ушел на восстановление от травмы. Приближался сезон 2012/2013, как вдруг получил отказ от Щеголева. За четыре дня до окончания трансферного окна!
- Как же вы успели оказаться в «Сибири»?
- Это было, как в кино. С помощью знакомого юриста удалось все сделать буквально за пятнадцать минут. Сергей Юран, тогдашний тренер новосибирцев, выразил заинтересованность во мне. Как видите, «Сибирь» бросила мне спасательный круг. Но и я, смею надеяться, принес немало пользы «орлам».
- Что было дальше, мы знаем. Владислав, расскажите на десерт какую-нибудь забавную историю.
- Ох, их столько было! Сейчас только вспомню… Ну вот, пожалуйста, из спартаковского периода карьеры. Однажды на сборах в Турции во время тихого часа в нашем с Сергеем Ковальчуком номере раздался телефонный звонок. Трубку взял Сережа. Звонивший представился администратором команды и сообщил, что вскоре начнется тренировка. Спросонья Ковальчук даже не почувствовал подвоха. Мы взяли экипировку и поспешили на тренировку. Ждем десять минут – нет никого, двадцать – никого, полчаса – тот же эффект. А в это время наши товарищи на автобусе уехали на экскурсию в Анталию. На ужине ребята по-доброму посмеялись над нами. «Администратором» же выступил Артем Дзюба.
- Здорово вас разыграли! В «Арсенале» с юмором тоже все в порядке.
- Я знаю, потому что у нас работает очень веселый человек со спартаковским прошлым. Как-то, еще будучи игроком красно-белых, получал в аэропорту багаж. Вдруг вижу: среди чемоданов и сумок на ленте как ни в чем не бывало едет человек с серьезным выражением лица. Может, кто-то сдал его в багаж? Представляете, сколько смеху было!
- Администратор Вячеслав Зинченко?
- Он самый.
- В таком случае за психологический климат в «Арсенале» волноваться не приходится, да и многое вам уже знакомо по «Спартаку».
- Значит остается своей игрой подтвердить тот потенциал, который есть у нашей команды. Я знаю, что вернусь в премьер-лигу и очень бы хотелось сделать это вместе с «Арсеналом».
Беседовал Евгений Овсянников