Юрий КОВАЛЁВ: интервью для Официального журнала ПФК Арсенал

20.10.2020 15:38 1522 Пресса

Юрий Ковалев – приятный и спокойный собеседник. В «Большом интервью» он рассказал, как случай помог стать ему футболистом, как забил первый гол за «Арсенал» и дебютировал в сборной, вспомнил карантин и поделился впечатлениями о тульских автомобилистах.

- Юрий, в текущем чемпионате России сыграли 7 матчей, забили гол, сделали две голевые передачи. Судя по всему, полностью освоились в РПЛ.

- Уже освоился, времени прошло достаточно. Рад, что отметился результативными действиями. Раньше отмечал, что в России более высокий уровень, чем в Беларуси. Скорости выше, футболисты более мастеровитые.

- Гол «Зениту» характерен для вас? Забили обводящим ударом с края штрафной в дальний угол.

- Нет, просто мяч хорошо лег на ногу. Решение пришло спонтанно: получил мяч от Сокола, увидел, что никто не накрывает и есть возможность пробить. Вышло удачно.

- Во втором тайме «Арсенал» перехватил инициативу, могли и за ничью побороться.

- Намного лучше стали играть после перерыва, можно было забивать второй мяч, но в моменте у Ткачева и Пантелеева Барриос подстраховал хозяев. Я еще головой бил – не попал.

- Кто первым поздравил с дебютным голом в премьер-лиге?

- Жена Екатерина и родители, из Беларуси было много звонков и сообщений от друзей и болельщиков. Приятно, что за моей игрой следят на родине.

- В Петербурге у нас был белорусский фланг – вы закрывали левую бровку, выше играл Громыко.

- Я линейного исполнял, Валера - инсайда. В Солигорске сколько раз так вместе играли. Я выходил на позиции крайнего полузащитника играл, а Громыко - под нападающими. Взаимопонимание у нас на хорошем уровне.

- Где более эффективен Юрий Ковалев – слева или справа? В интервью нам еще на сборах в Турции говорили, что привычнее правый фланг.

- Да, больше выходил справа, в солигорском «Шахтере» только один сезон отыграл слева.

- При этом «Зениту» забили с левого фланга и голевую на Ткачева во встрече с «Сочи» отдали оттуда.

- Повторюсь, я не испытываю никакого дискомфорта, если играю на разных краях. С голом Ткачева так было. Серый кричал: «Дай на дальнюю!» Я и дал не глядя, на голос. Он хорошо попал, эффектный и главное - победный гол получился.

- «Арсенал» пока не на том месте, на каком его все привыкли видеть в последние годы. В чем причина?

- Стабильности не хватает. Часто бывает так, что первыми забиваем, но пропускаем, довести игру до победы не всегда получается.

- Игра с «Тамбовом» в Саранске была за 6 очков.

- Важный матч, но для нас сложился не очень удачно. Обидно, что не смогли удержать победный счет на последних минутах.

- После десяти туров в турнирной таблице размежевание. Мы сейчас гораздо ближе к опасной зоне, чем к золотой середине.

- Это никого из нас не устраивает, надо исправлять ситуацию.

- В Беларуси вы решали совсем другие задачи.

- Да, с «Шахтером» боролся за первое место, но за девять лет ни разу его не выиграл.

- Трижды становились вице-чемпионом. Когда ближе всего были к титулу?

- У нас каждый год была примерно одна и та же история. Например, в 2019-м с тренером Ташуевым шли в группе лидеров, но на выезде проиграли могилевскому «Днепру» и шансы потеряли. А так все хорошо складывалось: в Лиге Европы три раунда прошли, попали на «Торино». Вот только концовку чемпионата смазали.

- В этом году у «Шахтера» есть шансы на титул?

- По потерянным очкам команда не уступает лидирующему БАТЭ, положение было бы еще лучше, если бы в сентябре солигорцы не проиграли «Славии-Мозырь», не самому сильному сопернику. БАТЭ – 13 раз подряд был чемпионом, пока в прошлом сезоне брестское «Динамо» не отобрало титул. Почему бы сейчас «Шахтеру» не стать первым?

- За клуб из Борисова играет полузащитник Игорь Стасевич, забивающий в 16 сезонах подряд. Наверное, ветеран БАТЭ и сборной - это пример для каждого белорусского футболиста?

- Игорь держит уровень, ему 34. Не потерял ни скорость, ни резкость – это наглядный пример, как нужно держать себя в форме.

- Соотечественник Громыко ваш самый близкий товарищ в «Арсенале»?

- Валера – мой друг. Со всеми ребятами в команде ровные отношения. Мне комфортно здесь, приняли хорошо. Летом переехали в новый корпус на базе – номер более просторный, большой телевизор.

- Семья рядом с вами?

- Конечно, без нее было бы сложно. В Туле уютно, ездим в центральный парк с ребенком, там классные детские площадки, на набережную. Ярослав подрастает, ему 2 года и три месяца. Знаю, в сентябре Тула отмечала День города и 500-летие кремля, но у нас был заезд перед игрой. Да и вообще сейчас, когда такая сложная эпидемиологическая ситуация, стараемся избегать массовых скоплений людей, больше проводим времени на свежем воздухе.

- Ярослав уже гоняет мяч?

- Пробуем понемножку. Но будет ли сын футболистом, не знаю.

- Вопрос на эрудицию: что общего обнаружилось у Беларуси в марте с Никарагуа, Бурунди, Мьянмой, Туркменистаном и Сингапуром?

- В марте? Дайте подумать… Не закрывали свои чемпионаты, верно?

- Да, лишь немногие страны продолжали играть в футбол в условиях свирепствовавшего COVID-19.

- Это было очень необычно. В Европе только в Беларуси играли в футбол во время пандемии. Созванивался с ребятами в «Шахтере». Они говорили, что делают свою работу и не обращают ни на что внимания. Больше переживали за родных, что можно перенести вирус родителям, детям. Но в целом все прошло нормально: переносили только отдельные матчи. Знаю, что в брестском «Динамо» много людей болело, в «Белшине» сейчас четыре человека заболело. Матчи переносили на резервные даты.

- Можно сказать, что ковид сделал рекламу белорусскому футболу? Его транслировали не только в России, но даже в Индии.

- Согласен, хорошая реклама для нашей высшей лиги, у игроков был дополнительный стимул, чтобы себя проявить. Только хотелось бы телекартинку получше.

- При этом некоторые российские специалисты не очень лестно отзывались об уровне чемпионата Беларуси. Вас это не задевало?

- Задевало, конечно. Все-таки я играл в этом чемпионате почти 10 лет. Но не сказал бы, что уровень настолько низкий. К тому же это был март, самое начало чемпионата, команды только набирали форму. Когда встречаются аутсайдеры, согласен, зрелище не очень, а когда БАТЭ играет с Брестом или «Шахтером» – это вполне смотрибельно.

- Один комментатор сравнил ваш чемпионат с белорусской свадьбой. Наверное, из-за баяниста на матче «Ислочи».

- Да ладно, у нас тоже все профессионально. Хорошо, что есть такие болельщики. Гармонь на трибунах – это даже здорово, точно лучше, чем мат и оскорбления.

- Кстати, ваша свадьба была с гармонистом?

- Нет, у нас звучала танцевальная музыка. В этом смысле не было ничего необычного.

- Четырехкратный чемпион Беларуси Анри Хагуш рассказывал нам в интервью, что у него на свадьбе в Абхазии было 600 гостей. А сколько у вас с Екатериной?

- Примерно 100 – родные, друзья. Свадьбу сыграли в 2017-м.

- Проблемы с фанатами существуют в Беларуси?

- Фанаты, как и везде, поддерживают свою команду, между собой у них есть разногласия. Но серьезных проблем нет. Когда в Солигорске начинают подавать голос гостевые фанаты, остальные трибуны скандируют: «За «Шахтер»! В год чемпионства брестского «Динамо» к нам приезжали примерно две тысячи фанатов из Бреста, то есть с самого запада Беларуси. Это больше 300 километров. Много в Солигорске бывает ультрас минского «Динамо» и БАТЭ.

- Как пережили весну, чем занимались в карантине? Удалось ли побывать на родине?

- На родину не поехали, нас могли собрать в любой момент, рекомендовали не уезжать далеко. Соблюдал в Туле все меры предосторожности, как наши доктора предписывали. Выполнял программу тренера по физо. С Валерой Громыко занимались в квартире, потом разрешили тренироваться по два человека на стадионе – в основном бегали, играли через сетку мячом. Свободное время проводил в семье, с ребенком – в машинки играли, в книжках животных рассматривали. Жена Ярославу много читает. Какой-нибудь сериал нам не удается посмотреть: малыш все время требует к себе внимания.

- Каким видите свое ближайшее будущее?

- Играть в основном составе «Арсенала» и как можно дольше.

- О Европе думаете?

- Мысли были, но мне уже 27... Два года назад «Шахтер» играл в Лиге Европы с «Лехом» из Познани. Неплохо оба матча провел, было предложение от поляков, но меня не отпустили. Видимо, клубы не договорились о трансфере. Это был мой единственный шанс поиграть в Европе.

- Когда в Беларуси появится новый Александр Глеб?

- Не знаю. Я с ним один раз вызывался в сборную, год назад. Что Глеб делал на тренировках – это непостижимо, отобрать у него мяч было нереально. И это в 38 лет! Александр такой от природы, натренировать все это нельзя. Я не знаю, когда у нас появится новый Глеб. Хотя, может, уже родился? (улыбается)

- В сборной России играют натурализованные футболисты. Беларусь идет по этому пути? Вы в «Шахтере» и сборной поиграли вместе с Максом Эбонгом.

- В Беларуси такие случае крайне редки, мы не перенимаем российский опыт. В свое время бразилец Брессан играл за сборную. Что касается Эбонга, то его отец камерунец, мама - белоруска. Макс родился в Витебске и получил гражданство моей страны.

- В высшей лиге Беларуси применяется VAR?

- Нет. Видимо, это дорого для клубов.

- В России, напротив, это одна из самых актуальных тем. Ваше мнение о системе видеопомощи арбитрам?

- Судьи допускают меньше ошибок, принимают правильное решение, хотя и не всегда. Скорее это плюс. Только хотелось бы, чтобы паузы были короче. В Петербурге нам засчитали третий гол после паузы – темп игры сбился, это было не в нашу пользу.

- О чем вы думали в этот момент?

- Чтобы третий гол не засчитали (смеется).

- Давайте об играх за сборную. 8 октября Беларусь упустила возможность пробиться на Евро-2020, проиграв на выезде сборной Грузии – 0:1.

- У меня был вызов в сборную, но из-за травмы не смог помочь команде.

- Теперь остается пожелать удачи грузинам, в составе которых наш Григалава.

- Мы с Гиа даже пошутили на тему сборных. После матча Кубка России в Белгороде пробивали 11-метровые. Я забил, Гиа – нет. Он сказал: «Надеюсь, по пенальти не будем все решать». В Тбилиси все определилось в игровое время, но единственный мяч был забит как раз с пенальти. Для маленьких сборных это шанс пробиться на крупный турнир. Теперь Грузия сыграет за путевку на Евро с Северной Македонией. Хочу пожелать Григалаве и его сборной удачи.

- Ваш дебют состоялся в 2017 году, в отборочном матче чемпионата мира-2018 на поле Франции, будущего победителя мундиаля.

- Когда в Париже 70 тысяч болельщиков запели Марсельезу, мурашки по коже побежали. Проиграли 1:2, но в целом выглядели достойно. Я вышел в основе, с правой бровки отдал голевую Сороке.

- Против кого больше приходилось действовать?

- Против Люка Диня, левого защитника. Он тогда в «Барселоне» играл, сейчас в «Эвертоне».

- Футболку оставили на память с того матча?

- Оставил, отец записал матч, иногда пересматривает.

- Такие игры делают сильнее?

- Безусловно. Получаешь колоссальный опыт.

- В Беларуси, как и в России, в наследие от советских времен осталась классификация футболистов. У вас какое звание?

- Мастер спорта, получил за победу в Кубке страны. Но значка у меня нет, документы не делал.

- Ваша родина – Белыничи Могилевской области. Городок с богатой историей – там и литовцы хозяйничали, и поляки. От французов в Отечественную войну его освобождали партизаны Дениса Давыдова, а в Великую Отечественную с немецкими оккупантами сражались подпольщики и партизаны.

- Вы правы, городок маленький и красивый. Была старинная церковь, но ее коммунисты разрушили. Отец, когда был маленьким, лазал там. Жаль, что церковь не удалось сохранить. В Белыничах много военных памятников. Здесь выросли мои родители, познакомились, когда отец пришел из армии. Папа работает на заводе, где делают асфальт, мама – сыровар.

- Многие туляки отдают предпочтение молочным продуктам из Беларуси.

- Я тоже. Покупаю в Туле сыр с маркой «Бабушкина крынка» - как раз, где мама работает. Сгущенка – только рогачевская.

- Есть российский актер, ваш полный тезка Юрий Ковалев. Играет преимущественно криминальных элементов: «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург». Вы никогда не хотели сниматься в кино? Кем могли бы стать, если не футбол?

- Нет, какое кино? С детства мысли были только о футболе, ничего другого не рассматривал.

- С чего все началось?

- Отец занимался дзюдо, хотел и меня направить на татами. Чтобы приняли в секцию, надо было пройти медкомиссию, а тренер говорит: «Кто без справки»? – «Я без справки», - отвечаю. – «Ну все, свободен». Пошел домой, а идти через стадион. Там ребята постарше играли в футбол, я зашел посмотреть. Не хватало одного человека на поле. «Малой, поиграй с нами», - крикнули мне. Я и пошел играть. Мне было 6 или 7 лет. Футбол в нашей семье любили, отец всегда по телевизору матчи смотрел, за московский «Спартак» в еврокубках болел. Ко мне подошел тренер, Зайковский Сергей Алексеевич. Спросил телефон родителей, адрес и сказал приходить на тренировку. Вот так все началось: шел на дзюдо, а стал футболистом.

- Какие предметы любили в школе?

- Больше всего нравились физкультура и история. В классе был самым быстрым и выносливым. Читать об истории, особенно военной, нравится и сейчас. Один из любимых авторов Эрих Мария Ремарк. Из последнего прочитал его «Искру жизни». Действие происходит в концлагере, нацисты казнили родную сестру писателя. После этой книги я переоценил отношение ко всему.

- В семье есть еще профессиональные спортсмены?

- Брат Антон, ему 20 лет, тоже футболист – полузащитник солигорского «Шахтера». Такой же резкий и быстрый, как его старший брат (улыбается). Антона вызывали в молодежную сборную Беларуси. Правда, сейчас у него травма ключицы. Желаю ему скорейшего выздоровления.

- Вы в России несколько месяцев, какой увидели нашу страну?

- Огромная и красивая. В сентябре, когда вызывали в сборную, ездил в Беларусь на машине – через Калужскую и Смоленскую области. Дорога шла через леса, очень понравились такие пейзажи. Где-то большие ветви прямо над трассой свисают.

- Что можно считать визитной карточкой Беларуси?

- Есть Беловежская пуща, известная всем. Но я назову Полоцк – старейший город моей страны, географический центр Европы. Очень красив собор Евфросинии Полоцкой.

- Какое у вас любимое место на земле?

- Моя малая родина – Белыничи. Когда есть возможность, всегда приезжаю к родителям, вижу стадион, на котором когда-то начинал. Сейчас там ребята по вечерам собираются, играют. Некоторое время назад переехал в Могилев, но до Белыничей рукой подать, 30 километров.

- Могилев – побратим Тулы, в южной части города даже есть Могилевский сквер.

- Спасибо, не знал об этом. Надо будет прогуляться при случае.

- По Туле ездите на своем автомобиле?

- Да, и уже неплохо ориентируюсь. Правда, первое время был удивлен манерами тульских водителей. Очень часто они странным образом делают развороты на перекрестках (Юрий рукой показывает петлю – справа налево). Ни в Беларуси, ни в других странах такого хитрого маневра не встречал.

 

Беседовал Евгений Овсянников

Поиск по новостям

Рубрика:
Дата:
С
по

Какое связанное с Арсеналом событие стало, на Ваш взгляд, главным в 2024 году?

Голосовать